В нашей стране меняются цари, императоры, президенты и первые секретари. Лишь одно остается неизменным — зависимость россиян от… водки. Бюджет государства российского был «пьяным» при императоре Николае Втором. Бюджет стал еще «пьянее», когда Россия превратилась в Советский Союз. И он совсем «опьянел», когда СССР почил в Бозе, и вновь стал Россией.
Употребление одной только водки в нашей стране составляет 17 литров на человека, включая только что рожденных младенцев, хронических трезвенников и непьющих язвенников. В одном только 73-м регионе, употребляется не менее 15 литров горькой в год. Один известный региональный политик однажды признался, что не понимает, почему все говорят о «нефтегазовой игле». «Ничего подобного, – сказал он. – Фактически россияне, покупая водку в магазине, «зарабатывают» себе на пенсию и социальные отчисления».
«Пьяный бюджет» увеличит свой градус после предстоящего повышения цен на водку. Начиная с июля этого года, за бутылку национального русского напитка мы будем отдавать как минимум 130 рублей. Самое главное, это повышение цены нисколько не поможет нам избавиться от одной из главных российских бед.
Где вы видели хронического алкоголика, покупающего бутылку в магазине? Так что, скорее всего, повышение ударит по карману обычного российского гражданина, берущего водку на дружеский междусобойчик, корпоратив или свадьбу.
Зато купающиеся в деньгах подпольные осетинские миллионеры теперь будут довольно потирать руки: сбыт обеспечен! Мало кто знает о том, что на самом деле цена за любую бутылку водки, независимо от марки, не превышает 25, а то и 20 рублей. Если даже продавать ее легально, то двухсотпроцентная прибыль обеспечена. А если организован нелегальный сбыт «контрафакта», то такому производителю гарантированы все 500%! И вы еще говорите, что торговля наркотиками и оружием самая прибыльная?..

Создается впечатление, что среднестатистический российский бизнесмен любого масштаба озабочен только возможностью прибыли. Ей одной он молится и лишь о ней одной его сладкие грезы. В общем-то в желании получить максимальную прибыль нет ничего зазорного, вполне себе понятное стремление. Вот только бизнесмены российские, в отличие от западных, забывают о том, что называется «репутация» и «деловой имидж».
Все мы помним недавнее повышение цен на проезд в маршрутках. Так вот растворимый кофе, который раньше в киоске продавался за десять рублей, с того самого дня подорожал до пятнадцати. А продавцы это объясняли очень просто: «Цена-то за проезд теперь выросла!». При этом, какое отношение повышение стоимости проезда имеет к увеличению аж в полтора раза цены за пустяшный стакан с кофейным суррогатом, никто объяснить не удосужился.
А вот в соседнем с нами Тольятти произошло другое повышение. Один из федеральных сайтов сообщает: «Руководство Волжского автозавода приняло решение увеличить цены на весь свой модельный ряд. Больше всего взлетели цены на новую «Lada Granta» – она подорожала сразу на 7,3%. Если раньше этот автомобиль можно было взять за 239 тысяч рублей, то теперь она будет стоить 259 тысяч рублей, а одна из версий этого «суперавтомобиля» будет и вовсе стоить аж 291 тысячу рублей. Таким образом, всего за полгода эта модель выросла в цене на 13%!
Руководство автозавода, как и продавец киоска, не поленилось придумать свое объяснение подорожанию. Оказывается, во всем виноваты… плохие дилеры автозавода! «Огромный спрос на народный автомобиль АвтоВАЗа привел к значительному завышению цен многими недобросовестными дилерами, к навязыванию покупателям дорогого и зачастую ненужного оборудования». Как видите, вместо того, чтобы бороться с недобросовестными продавцами, завод просто решил повысить цену! Действительно, зачем стремиться работать только с добросовестными дилерами, берегущими свою репутацию, если россиянин и так купит. Спрос-то на эту модель, пусть какой-то, но есть!
Может быть, дело в особенности российского менталитета? Может, в том, что многие бизнесмены организовали свой бизнес по принципу «после нас хоть потоп». А может, в том, что несмотря на обилие проверяющих, контролирующих и выдающих лицензии организаций, наше государство до сих пор не выработало цивилизованные правила игры и многие бизнесмены до сих пор живут по принципу «мани, мани, мани», как в известной песне «АЬЬа»?..
Сергей РАШПИЛЬ