Можно до бесконечности спорить о том, кем в большей степени должен быть директор школы – педагогом или чиновником-администратором. Умение директора образовательного учреждения любой ценой выставить его в качестве примера для подражания ценится весьма высоко среди образовательного начальства. Что, в свою очередь, заставляет многих директоров школ пускаться во все тяжкие и напрягать как родителей учащихся, так и рядовых педагогов.
Показательная “порка”
В Ульяновске уже много лет тому назад была создана система поборов с родителей учеников. Система эта почти всегда действовала без сбоев. Редкие проверки фактов поборов, о которых изредка позволяли себе пискнуть некоторые из особенно отчаянных родителей, практически всегда заканчиваются почти стандартным вердиктом проверяющей комиссии – факты не подтвердились. Забавность этой ситуации всегда придавало то обстоятельство, что о поборах знали буквально все, кто имел хоть какое-то, пусть отдаленное отношение к школам. А сами комиссии состояли сплошь из тех самых чиновников от образования, которые эту систему поборов создавали и опекали. Ну, в самом деле, не сечь же им самим себя?
Сейчас, когда Глава г. Ульяновска Марина Беспалова занята чисткой всех систем управления городом, в том числе и ситемы образования, тема ее борьбы с поборами в школах, безусловно, выигрышный ход. На прошлой неделе во время аппаратного совещания она поставила вопрос о соответствии занимаемой должности директора МОУ СОШ №83 На-тальи Соловьевой. Ей в вину, по словам Марины Павловны, вменяются не только денежные поборы с родителей учеников на ремонт школы, класса и тому подобное, но и грубое, хамское вымогательство денег с тех родителей, которые платить отказываются.
По сути те же обвинения прозвучали в адрес директора МБОУ “Гимназия №1 имени В. И. Ленина”, заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук Сергея Став-ского. По-видимому, учитывая многолетнее руководство гимназией Сергеем Ставским, Марина Павловна уточнила, что незаменимых людей у нас нет. Обоих директоров школ Марина Павловна обвинила в том, что деньги с родителей собирались в обход Попечительского совета: “Уже дошло до того, что классные руководители передают родителям бумажки с указанием суммы денег через детей”.
Да Бог с Вами, Марина Павловна! Какие записки через детей, ведь это прямые улики в случае разбирательства фактов поборов! Все делается гораздо проще. Чаще всего суммы поборов просто доводятся до обираемых во время родительских собраний и деньги собираются “из рук в руки” без всяких расписок. В крайнем случае, ученик устно ставит родителей в известность: “Мам! Училка нам велела завтра принести…”. А с записками педагоги не рискуют связываться.
В любом случае, теперь тема поборов в школах персонифицирована. Но почему Глава города говорит только о двух директорах? Ведь поборы – это обычная, десятилетиями устоявшаяся практика во всех без исключения школах Ульяновска. Многими, в том числе и родителями учеников, она воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Такого рода поборы давно воспринимаются не как принуждение, а как добровольный подарок родителей школе. Разница, может быть, в том, что в одних школах администрация действует поделикатнее, суммы поборов поменьше и их частота пореже. В других обирают родителей “на всю катушку”. Кстати, ни в одной школе за счет таких поборов администрации еще не удалось решить ни одну крупную проблему. Без мощного бюджетного финансирования это просто невозможно. А деньги, получаемые с поборов, чаще всего, используются директорами для того, чтобы пустить “пыль в глаза” своему начальству.
Саматема поборов в школах поднята как нельзя “вовремя”. Марина Павловна озаботилась ей летом, когда учебный год завершен, все запланированные до 1 сентября поборы с родителей уже собраны. К началу нового учебного года ее заслонят другие, более острые проблемы. И все вернется на круги своя.
“Если родители хотят помочь школе – это их право, – заявила Марина Беспалова, – деньги вносят через Попечительский совет, а не через кабинет директора. У нас закон един для всех – образование на территории РФ является бесплатным. Кто может, пусть платит, кто не может, тот не обязан платить мзду”. Правильные слова. Если у родителей требуют сдать деньги на нужды школы, это всегда противозаконно. Это можно квалифицировать как вымогательство, мошенничество, взятку, коррупцию. К тому же, это очевидное уклонение от уплаты налогов. С Попечитель-ским советами и родительскими собраниями, которые по закону имеют право принять решение о сборе денег на те или иные нужды, тоже не все так гладко. Кто может гарантировать, что в совет не входят люди, которые тоже могут что-то получить с тех откатов? Или продавить решение о приобретении чего-либо в собственной фирме?
Многие родители, недовольные поборами,просто боятся против них выступать – ребенку еще нужно учиться в этой школе. Да и традиция покупать классной руководительнице к праздникам дорогущие подарки давно и прочно устоялась. Какое уж тут сопротивление поборам? Разве только пытаются сопротивляться лишь те, у кого нет и того последнего, что можно было бы отдать вымогателям от образования.
Получается, что если ликвидировать систему поборов, то сама система образования прекратит свое существование? Ведь для того, чтобы сегодня уберечь от мзды образовательные учрждения, нужно упразднить людей в них работающих и обучающихся?

Обираемые вымогатели
А вот администрация школ ничего не боится. Если правоохранительные органы грамотно организуют операцию по задержанию школьных вымогателей, то она гарантированно завершится успехом. При этом сама администрация школ практически ничем не рискует. Ведь заниматься поборами заставляют классных руководителей. Вот они сильно рискуют “попасть под раздачу” в случае, если правоохранительные органы вдруг начнут кампанию по борьбе с вымогательством в школах.
Классные руководители просто вынуждены исполнять требования администрации по незаконному сбору денег с родителей. А если они тем возмутятся, администрация найдет массу законных способов для придирок и устроит бунтарям ту еще жизнь. Если принципиальные учителя, “хлопнув дверью” уйдут, то в другую школу они уже не устроятся. Тамошняя администрация обязательно поинтересуется, почему это учитель покинул стены предыдущей школы? Можно уйти “по-тихому”? Но ведь и в новой школе будет та же система поборов, в которой учителя заставят соучаствовать. Вот и трясут классные педагоги карманы родителей своих учеников.
Упрекая ульяновских педагогов в поборах, Глава города отнюдь не озабочена тем, что сама система образования построена в городе таким образом, что высасывает деньги из карманов учителей получше любого мощного пылесоса. За каждого ученика учитель получает по 40 рублей. В среднем за класс набегает от 700 до 1000 рублей. При этом сами учителя вынуждены тратить свои деньги на обеспечение учебного процесса и на учеников.
Ежегодно педагоги обязаны проходить медосмотр, что обходится их карманам в 150-200 рублей. Бесплатных учебников учителя не получают вообще. В качестве “книжных” денег они получают аж целых 114 рублей. При этом самый дешевый учебник стоит 250 рублей. Учитель алгебры, геометрии или физики должен приобрести как минимум 6 учебников для двух возрастных категорий школьников. Получается 1500 руб!
Управление образования и руководство школ строго требуют с педагогов подавать им планы-отчеты в распечатанном виде. Педагоги, не имеющие собственного компьютера, вынуждены обращаться с заказами к посторонним исполнителям. Годовой план для одного класса составляет объем примерно в 80 листов. Таких планов может быть от двух-трех до десятка. План воспитательной работы на год – 100 листов. В течение года нужно после каждой четверти писать отчеты, нужно писать списки для секретаря школы, для медработника, характеристики на учеников. Объем получается солидный. Набор каждой страницы текста учителю обходится в 5 руб. плюс 3 руб. за распечатку каждой страницы. Сумма за год набегает весьма солидная. Так стоит ли удивляться после этого тому, что некоторые учителя, собирая деньги с родителей, иногда пытаются хоть что-то “умыкнуть” от этих сумм для обеспечения своей работы?
Поборы не поборешь?
Говоря о поборах с родителей учеников школ, Марина Беспалова не помянула такую же проблему в системе дошкольного образования. В детсадах она даже будет покруче, чем в школах, поскольку многим родителям приходится платить еще при устройстве ребенка в детский сад. Да и мероприятий, которые проводят в детсадах за счет родителей не счесть. Еще деньги собирают за все – от предметов личной гигиены до охраны и ремонта. Главу города тема поборов в детсадах беспокоит меньше, чем тема поборов в школах?
Если Глава города Марина Беспалова действительно хочет навести порядок в подчиненных ей городских структурах, а не просто попиариться при подходящем случае, ей не избежать глубокого “забуривания” в скучные денежные вопросы всей системы образования, начиная от детсадов, ломать десятилетиями формировавшуюся психологию чиновников от образования, изыскивать огромные денежные сресдтва для того, чтобы не перекладывать проблемы текущего финансирования работы школ на карманы родителей и учителей. Сможет ли она, даже если очень захочет, свернуть эту фантастическую гору проблем? Или все ограничится лишь периодическими погромными пиаракциями, в виде “наездов” на отдельных представителей системы, как в случае с директорами Соловьевой и Ставским?
Юрий КОРАБЛЕВ