Законы о возвращении выборности глав субъектов федерации приняты и на федеральном уровне, и во многих регионах, включая Ульяновскую область.

Оппозиция голосовала против этих законов и намерена оспорить их в Конституционном суде России. Основания для этого есть, поскольку во многом принятые законодательные акты представляют собой глумление над Основным законом страны.

«Единая Россия» пустилась, похоже, во все тяжкие и Конституцию уже просто топчет. Этим самым топтанием были ведь и поправки об ужесточении ответственности за нарушения на митингах, вводящие фактический запрет на участие граждан в акциях протеста. Вопреки ст.31 Основного закона, гласящей дословно, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование». Конституция является законом прямого действия, и никто вроде бы не вправе ее переиначивать какими-то поправками. Но переиначивают.

Та же история и с выборами губернаторов. Статья 3 Конституции гласит: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ… 3.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы…».

То есть только народ на выборах решает, кому отдать власть, и никаких фильтров при определении кандидатур на эти выборы быть не может. «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (п.2 ст.32 Конституции). Конституция четко определяет и то, кто не может избирать и быть избранным: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (п.3 ст.32). И это исчерпывающий перечень лиц, лишенных избирательного права. Все остальное – от лукавого, в роли которого и выступает сегодня «Единая Россия».

Особенно маразматическим представляется установленный ею так называемый муниципальный фильтр при выдвижении кандидатов в кандидаты на пост главы региона. Это когда кандидатуру должны одобрить предварительно депутаты органов местного самоуправления, абсолютное большинство которых подконтрольно все той же «Единой России», и понятно, кого они одобрят, а кого – нет. Но это даже не важно. Важно, что местное самоуправление согласно ст.12 Конституции не входит в России в систему органов государственной власти и не может влиять на их формирование. А должность губернатора – это как раз часть системы госвласти. И эти фильтры делают закон чистейшим бредом. Любопытно, что такой расклад стал возможен при президенте и премьере, имеющих юридическое образование.

Чего тогда ждать от депутатов – не юристов. В общем, у коммунистов железные аргументы для победы в Конституционном суде.

Василий Мельник