Ульяновские дети-сироты страдают не только от судьбы, но и от нечистых на руку риэлторов и чиновников. Каждая проверка выявляет нарушения в исполнении должностными лицами требований законодательства о защите жилищных прав малолетних, оставшихся без попечения родителей.
Далеко не все лишенные родительской опеки дети сегодня вовремя получают положенные им по закону бесплатные квадратные метры. А если и получают, то не всегда надлежащего качества и категории. По официальным данным, в прошлом году в Ульяновске жильем были обеспечены сто сирот, достигших совершеннолетия. Стоимость сертификата составила 810 тысяч рублей.
В последние годы от сирот систематически поступают жалобы: получаемые в обмен на сертификаты комнаты явно не соответствуют своей цене. Проще говоря, молодым людям подсовывают бросовые жилищные площади по цене благоустроенных однокомнатных квартир. По установленному порядку дети-сироты, в том числе с ограниченными физическими возможностями, должны самостоятельно найти на рынке жилья подходящий вариант и сообщить о нем в органы опеки и попечительства для дальнейшего оформления. В результате такие покупатели становились легкой добычей ловких дельцов-риэлторов и, сами того не подозревая, аккуратно вписывались в классическую мошенническую схему по продаже некондиционного жилья по завышенным ценам. Проведенная по заказу Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области независимая оценка стоимости жилых помещений, приобретенных в собственность детей-сирот в городе Ульяновске в 2010 году, подтвердила системное завышение их цены на суммы от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч рублей. По словам уполномоченного Александра Павлова, все это происходило потому, что. отсутствовали критерии и нормативно закрепленный механизм отбора благоустроенного жилья для детей-сирот на свободном рынке.
В 2010 году в постановление облправительства, определяющее порядок обеспечения жильем детей-сирот, были внесены дополнения, согласно которым органы местного самоуправления становились обязаны «провести оценку приобретаемого жилья на его соответствие рыночной стоимости, размеру субсидии, выделенной в соответствии с жилищным сертификатом, а также санитарным и техническим нормам». Кроме этого, детям-сиротам органами местного самоуправления должно было выдаваться заключение, подтверждающее перечисленные характеристики приобретаемого ими жилого помещения. Также должна проводиться обязательная оценка соответствия размера субсидии стоимости приобретаемого детьми-сиротами жилого помещения и выдача обоснованного заключения комиссии, созданной при главе администрации муниципального образования. Однако органы опеки и попечительства горадминистрации исполнять эти функции не спешили, не спешат и сегодня.
Не легче бывает и тем воспитанникам детских домов, за которыми уже закреплено жилье. Очень часто чиновники не следят за сохранностью такого жилья и не занимаются его управлением. К примеру, в прошлом году в Мелекесском районе в закрепленный за двумя сиротами дом в селе Никольское-на-Черемшане заселились бомжи и любители выпить. В итоге дом был приведен в антисанитарное состояние. А в Цильнинском районе сиротскую квартиру заняли соседи, объединив ее со своей.
Зачастую к своему 18-летию сироты получают не только полуразвалившееся жилье, но и приличный долг по квартплате, ведь за время простоя чаще всего за него никто не платит. В прокуратуре считают, что эту проблему можно было бы решить, сдавая закрепленные квадратные метры в поднаем в период проживания сирот в детдомах. Однако чиновники заниматься этим не желают. В частности, в прошлом году не сдавалось ни одно из 27 пустующих помещений, принадлежащих детям. В то же время было выявлено, что в нарушение требований закона отдел образования Меле-кесского района сдавал в аренду сиротское жилье бесплатно.
Вадим ПИЛЮКОВ