Такой вывод следует из доклада исполняющего обязанности министра промышленности и транспорта Ульяновской области Дмитрия Вавилина, озвученного на совещании под председательством губернатора Сергея Морозова.

Внешне всё обстоит более чем благополучно. В региональном дорожном фонде на 2012 год запланированы средства в размере 2,34 млрд рублей. По состоянию на начало текущей недели их освоение составило 756,8 млн рублей или 32,3% от общего объёма. Из дорожного фонда на реализацию мероприятий указанной Программы запланировано выделить 1,77 млрд рублей. Отдельным блоком в ней выделено финансирование разработки проектно-сметной документации (ПСД). В нынешнем году разрабатывается ПСД на восемь объектов, график соблюдается.

Принимаемые меры позволили по сравнению с 2011 годом увеличить финансирование на содержание одного километра дорог с 62 до 163 тысяч рублей или в 2,6 раза и отремонтировать 287,6 тысячи квадратных метров дорожного полотна, что составляет 43% от годового объёма. Для сравнения, за весь прошлый год было отремонтировано 256 тысяч квадратных метров.

Но вот примеры обратного рода. Дмитрий Вавилин сообщает, что в дорожном фонде зарезервированы 58 млн рублей на реконструкцию обхода города Инзы. ПСД изготовлена, объявлены торги на выполнение строительно-монтажных работ. Выясняется, однако, что дорога до сих пор не передана в собственность Ульяновской области. По этой причине приступить к ремонтным работам невозможно. У Инзенского городского поселения, видите ли, возникли вопросы по оформлению земельных участков около дороги. Неразбериха идёт уже около двух лет. Между тем ситуация такова, что после 15 июля, когда истекают все сроки, объект надо снимать с торгов.

Губернатор недоумевает: «Объём ремонтных работ в муниципальных районах региона составляет всего 16%. Парадоксальная ситуация. Необходимые деньги запланировали ещё в ноябре прошлого года. Обговорили все вопросы. На дворе июль 2012 года. И что же? До сих пор не приступили к ремонту Димитровград, Новоульяновск, Майнский, Павловский, Радищевский, Старомайнский, Сурский, Цильнинский, Чердаклинский районы». На вопрос: «что дальше?», Дмитрий Вавилин поясняет, что в 2012 году на ремонт местных дорог выделено 325 млн рублей, из них 70% составляют средства областного бюджета. А муниципальные контракты сегодня заключены на 221 объект на сумму 160 млн рублей, то есть наполовину от требуемого. Объявлены торги на 102 млн рублей, а работа выполнена всего на 16% от требуемой суммы. Вообще не объявлены торги по Димитровграду – 25 млн рублей, Новоульяновску – 19,5 млн рублей, Кузоватовскому району – 5,6 млн рублей, Сенгилеевскому – 2,2 млн рубля, Цильнинскому – 4,97 млн рублей. А всего не объявлено торгов на 52,3 млн рублей.

Интересная ситуация сложилась в Новоульяновске. Там затеяли кардинальную корректировку перечня тех работ, которые сами же и обязывались перед этим выполнять. Решено, «идя навстречу пожеланиям горожан», бросить основные силы не на ремонт дорог, а на восстановление тротуаров. А почему бы и не бросить, деньги-то, считай, халявные, не жалко. Муниципальные власти, похоже, не смущает и тот факт, что так называемая корректировка передвинет сроки выполнения на осень, не самое хорошее для какой-либо работы время года.

Перехитрил самого себя Димитровград. Он разыграл на торгах свою часть, то есть 10 млн рублей, а 25 млн решил приберечь. Пока ждал наступления «лучших времён», время ушло и ему пришлось вносить изменения в сметы, а это влечёт за собой изменение сроков в контрактах.

У губернатора нет оснований для оптимизма. Он так и говорит: «Сегодня меня уговаривают отложить окончательное рассмотрение вопросов до августа. Но об этом же меня просили в апреле, мае, июне … Нам есть куда направить средства, которые можно снять с нерадивых МО. Работаю восемь лет и всё это время из года в год вижу одно и то же: мы отдаём муниципалитетам деньги, они в ответ щедро одаривают нас обещаниями, играя, по сути, в одни ворота. А дороги тем временем приходят в ужасное состояние, дорожные знаки зарастают деревьями и ржавеют. Начинаешь разбираться и слышишь, мол, мы всё сделаем, только дайте нам деньги – на баню, на водопровод, на садики и школы, на ремонт дорог…»

В ходе совещания прозвучали опасения, что такой подход со стороны муниципалитетов очень скоро породит и уже начинает порождать проблемы в отношениях с подрядчиками, в части объёмов и сроков выполняемых работ. Вполне очевидно, что вопрос требует более жёсткого подхода и кардинальных мер.

По итогам совещания районам дана ещё одна, вполне возможно, последняя попытка изменить отношение к реализации Программы, конкретно, использованию средств дорожного фонда. Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, перелом должен наступить в самое ближайшее время. Иных вариантов нет.

Виктор Никитин