Больше месяца прошло с заседания областной экопалаты, на котором губернатор раздавал поручения в кратчайшие сроки разработать адекватную систему содержания и сохранения в регионе зеленых насаждений. Органы власти вроде бы взялись за выполнение обещанного, но немалая часть предложений, звучавших на обсуждении, осталась только словами.
До конца недели проект документа должен быть представлен на обсуждение общественности – таким выводом, озвученным Сергеем Морозовым, закончилось заседание экопалаты, состоявшееся 30 мая. Речь шла о документе, в котором были бы прописаны четкие рекомендации для муниципальных образований области по уходу, содержанию и сносу зеленых насаждений. Существующая сейчас в этой сфере система, как показала весна, абсолютно неэффективна. Она позволяет, вопреки мнению горожан, сносить здоровые деревья на стройках, вести уход за зеленью так, что деревья от него гибнут, организовывать посадки настолько плохо, что немалая часть новой зелени не способна прижиться.
Через неделю после обсуждения на официальном сайте облправительства проект так и не появился. На сайте Минприроды позже все-таки был размещен проект распоряжения губернатора «О дополнительных мерах по защите зеленых насаждений». Но полностью со всеми приложениями этот документ был опубликован для всеобщего доступа только 5 июня. Произошло это после того, как редакция обратилась в Минприроды за информацией о последствиях заседания экопалаты.
Сейчас всех желающих приглашают ознакомиться с документом в разделе «Законодательство – Проекты документов» на сайте mpr73.ru. Предложения по проекту также принимают в министерстве по телефону 38-47-33.
Члены экопалаты, сообщил нам ее участник Андрей Масленников, с документом уже знакомились, высказали к нему некоторые замечания, но в целом нашли вполне пригодным для использования. Хотя по факту разработанный документ заявленным на заседании требованиям не отвечает. В нем говорится, что Минприроды и Госэконадзор заключат соглашения с муниципальными образованиями о взаимодействии в сфере озеленения. Но пункты соглашения, по сути, сводятся к общим словам о сотрудничестве, совершенствовании организации работ и прочем.
По словам министра экологии области Дмитрия Федорова, специалисты его ведомства составляли куда более конкретные документы, но они не прошли юридического одобрения. Якобы практически все требования к озеленению прописаны в федеральном законодательстве, поэтому проявлять особую инициативу региону негде.
Поэтому, пояснил Федоров, в проекте распоряжения нет и типовых правил по озеленению, которые могли бы принять муниципальные образования. Вопрос этот уже урегулирован федеральными типовыми правилами по благоустройству, внедрять которые предстоит и Ульяновской области. Но, несмотря на федеральные ограничения, министерство разработало типовые правила проведения компенсационного озеленения после сноса посадок.
Этими правилами и текстом соглашения с муниципалитетами проект распоряжения почти ограничивается. Еще в нем содержится вряд ли выполнимое требование до 1 сентября составить реестр зеленых насаждений в каждом районе и городе региона, ведь для него придется обследовать все озелененные территории вплоть до каждого дерева.
Кроме того, в распоряжение попал пункт об обязательной публикации в интернете решений муниципальных образований о сносе зелени. Удивительно, что экопалата, рассматривавшая проект распоряжения, этот пункт одобрила. Ведь на заседании речь шла совсем о другом – о необходимости публикации заявок на снос деревьев до их одобрения. Чтобы люди могли успеть высказать свои возражения и, если они адекватны, снос был бы отменен. Более того, речь шла о публикации заявок не только в интернете, но и обозначении их на местности – к примеру, установкой информационного щита рядом с предлагаемыми к вырубке деревьями с разъяснениями, кто и зачем хочет их снести.
В четверг, когда мы напомнили Минприроды об этом предложении, министр Дмитрий Федоров согласился, что его нужно реализовы-вать. Необходимость предварительной публикации заявок на снос обещали внести в проект. Правда, помешать реализовать эту идею может законодательство, ведь для сбора мнения населения и затем его учета нужен еще и какой-то специализированный порядок. А процедура общественной экологической экспертизы, по словам Федорова, в законодательстве до сих пор не прописана.
Вне поля зрения чиновников оказались и другие звучавшие на заседании экопалаты требования. К примеру, о проведении срочной проверки системы ухода за зелеными насаждениями в Ульяновске, достаточности выделенных на эту сферу в 2012 году средств и рациональности их использования. Полномочия по организации такой проверки есть у горадминистрации, но она так и не начиналась. Между тем засыхающие деревья продолжают «радовать» глаз даже на центральных улицах города.
Невыполненным оказалось и поручение Сергея Морозова об отдельном рассмотрении вопроса о планирующемся строительстве гостиницы на свияжском склоне по улице Минаева. Выступающих против стройки местных-жителей обещали пригласить на встречу с застройщиком, чтобы обсудить ситуацию и попробовать стройку отменить. Но после заседания горожан приглашениями из облправительства не беспокоили. По словам Федорова, и представители его министерства на обсуждении ситуации на склоне с застройщиком, которого должно было пригласить к диалогу министерство инвестиций региона, не присутствовали. Видимо, и обсуждения-то не было.
Хотя одно из озвученных на заседании решений горадминистрация все-таки выполнила. Работы по созданию отдельного комитета по экологии в городе уже начаты. Кто решится его возглавить, пока неизвестно. Будет ли от комитета толк, тоже непонятно. Чтобы он был, нужен не только адекватный руководитель и грамотно составленные документы, но и готовность чиновников защищать окружающую среду. Пока же зеленого шума гораздо больше, чем дела.
Полина НЕЛИДОВА