Сергей КАЗАКОВ
По поводу так называемой «реформы» российского образования были сломаны десятки копий ее сторонников и сотни мечей ее противников. Были сняты десятки ток-шоу, в которых наглядно, на цифрах и на пальцах объяснялось, что делать этого ни в коем случае нельзя. А если и есть необходимость проведения таковой, то не сейчас. Что ж, посмотрим, с чего начиналась эта грустная история.
А началась она с назначения на пост министра образования Андрея Александровича Фурсенко, старшего из двух братьев. Занятно, что своей карьерой, этот господин обязан прежде всего той самой советской системе образования, которую он, спустя несколько лет, так бездумно разрушил.
Родился будущий великий «реформатор» в 1949 году в Ленинграде. В 1971 году он закончил физико-математический факультет Ленинградского Государственного университета. В 1978 году стал кандидатом физико-математических наук, спустя 13 лет получил докторскую степень. В 1991 году принимал участие в создании банка «Россия», основным акционером которого является едва ли не лучший друг нашего президента Юрий Ковальчук. С 1992 года в течение девяти лет возглавлял фонд научно-технического развития, после чего стал работать в министерстве промышленности, науки и технологий, а с 2004 года началось главное «дело» его жизни, так как в декабре этого года он стал руководить министерством образования.
В том же году, состоялось историческое заседание правительства, на котором тогдашний председатель правительства Михаил Фрадков, выделил три акцента проведения реформы образования: обеспечение доступности образования для всех слоев населения, повышение качества преподавания и финансирование этой сферы.
Фурсенко ответил тогда, аки бравый солдат армейскому старшине, что концепция реформы затронет всю систему российского образования: дошколята придут в первые классы школ досконально подготовленными, в школах он пообещал снизить нагрузку на учащихся, а вузовскую систему образования «отреформить» до такой степени, что уже через четыре года оттуда будут выпускаться полноценные бакалавры. Почему четыре года? Да потому, доказывал тогда министр, что четырех лет образования вполне достаточно для работодателей.
Не забывайте о том, что на дворе тогда был 2004 год, и сказать такую ахинею мог только человек, то ли наевшийся белены, то ли употребивший хорошего денатурата спирта перед заседанием.
Идея данной реформы была воспринята сразу же после заседания, так как ее абсурдность была очевидна.
Олег Смолин, первый заместитель Председателя комитета Госдумы по образованию и науке: «Вреда от принятых документов будет намного больше, чем пользы. Реформировать систему российского образования необходимо, но реформа – это то, от чего становится лучше, а у нас под реформой понимают сокращение, закрытие, разрушение и так далее. Такие реформы не нужны» – как видите, слова депутата Смолина оказались пророческими. «Реформа от Фурсенко» действительно свелась лишь к непродуманному закрытию большинства сельских школ, введению ЕГЭ, давшему новый виток коррупции в российском образовании, да внедрению мало кому понятных новых стандартов в образовании.
Введение ЕГЭ – это отдельный разговор. Давайте отбросим эмоции родителей и учащихся, а рассмотрим всего лишь малоизвестные факты о нем.
Знаете ли вы о том, что впервые ЕГЭ появилось в 1967 году во Франции, однако, уже в 1971 году было отменено?!
А знаете ли вы о том, что долгое время бывший самым богатым человеком на земле американец Билл Гейтс, в начале «нулевых» годов проявил себя настоящим патриотом своей страны, став основным рупором противников тестовой проверки знаний в США?
Ведь в США единый тестовый экзамен был основной формой проверки знаний очень долгое время. Однако тот самый Билл Гейтс смело заявил о том, что в конце 20 века, уровень знаний американских школьников оказался на уровне знаний их ровесников… конца 19 века! Они едва могут писать, читать и считать – помните, знаменитое задорновское «Ну тупые!». Выступая в 2005 году на конгрессе американских губернаторов по проблемам образования, Билл Гейтс открыто сказал о том, что если американцы немедленно не перестроят свою систему образования и не уберут из нее все, что отупляет молодежь (процитировано дословно – от ред.), то США ожидает национальная катастрофа. Поэтому уже с 2005 года, в США тестовый экзамен является добровольным и платным (до 100 долларов), а сертификат о сдаче ЕГЭ при поступлении в американские вузы, является лишь тестовым.
Но вернемся в родные пенаты, то есть на просторы родного 73-го региона. Вот что говорит о реформе образования Юрий Иванович Латышев, народный учитель России, более пятидесяти лет своей жизни посвятивший профессии преподавателя истории:
«Образование – вещь очень консервативная. Отношения в этой сфере находятся в трех плоскостях: учитель, ученик и диалектика между ними, то есть способы передачи знаний от учителя ученику. Больше в этой сфере ничего нового не придумаешь. И если и нужна какая-то реформа, то только та, которая обеспечит, в первую очередь, обеспечение интересов учителей, учеников и родителей в равной степени, позволив при этом повысить статус учителей в глазах общества. А не та реформа, которая проводится ради самой реформы. Я, например, не увидел, чтобы после реформ господина Фурсенко, хотя бы как-то увеличилось качество подготовки учеников школ к поступлению в вузы.
Когда в 2009 году, в Ульяновске, на августовском совещании перед началом учебного года, я лично задал Фурсенко вопрос о том «Зачем нужна такая школа?», то министр ответил тогда «Вот потому и реформируем», что вызвало в зале недоумение.
Или взять вопрос с ЕГЭ. Главной целью его введения, стала борьба с коррупцией в образовании. Однако результаты сдачи этого экзамена в республике Коми и на Северном Кавказе говорят сами за себя…
Подведем итог. Ситуция с реформой образования говорит о том, что в нынешней «вертикали власти» катастрофически мало людей, могущих объективно и непредвзято выполнять свою работу. И старший Фурсенко тому яркий пример. Доктора наук, заслуженные и народные учителя России, да что там говорить, миллиардеры и те были против. Однако в нашей стране к голосу умных людей редко прислушиваются. Наверное, только у нас мог появиться Александр Грибоедов и написать свое «Горе от ума»…