Московская художница Наталья Вейберт побывала в Ульяновске на открытии персональной выставки в Художественном музее и рассказала о себе и своем творчестве.

Наталья Вейберт (Баканова) – график, член Союза художников России. Рисовать начала в городе Карпинске, в мастерской своего отца. График Лев Вейберт в 1930-е годы был репрессирован и сослан на северный Урал. Выходец из семьи русских немцев, и пострадал так же, как и его брат, который был сослан еще дальше – в Магадан. Лев Павлович не отчаялся, получил образование и по своим рисункам создал офортный станок и открыл первую на Урале графическую мастерскую. К нему приезжали коллеги из Москвы, Ленинграда, Свердловска. В доме Вейберта гостил известный график Борис Житовский. Неудивительно, что Наталья уже в детстве начала постигать искусство гравюры на камне. После окончания художественного училища она стала работать в Доме творчества «Академическая дача имени Репина» города Вышний Волочок, где трудились такие мэтры, как Ефрем Зверьков, Михаил Ткачев, Валентин Сидоров.

– Я начала с того, что создала целый цикл литогравюр о своем детстве, о папе, о том, как я постигала загадки пространства и какого-то вечного мира, волновавшие меня вопросы космоса, – рассказала Наталья Львовна. – Эти работы я и привезла в Ульяновск.

Вторая часть выставки тоже связана с воспоминаниями детства: когда папа работал, он слушал музыку романтиков – Баха, Моцарта, Бетховена, Вагнера. Я много читала: «Страдания молодого Вертера» тайком прочла еще до школы, «Обрыв» Гончарова когда начиналось смятение девичьих чувств. Позднее я сознательно искала книги романтиков: в серости жизни 1970-1980-х годов это было отдушиной, таким расширением пространства души, что я отдала должное этим авторам, сделав более двадцати портретов двенадцати романтиков.

Это Шиллер, Гейне, Гете, Новалис, Гофман, Гельдерлин… Мои любимые сюжеты в работе – мотивы страсти и мистики, с вторжением в жизнь чего-то космического, как в лермонтовском «Демоне».

Более поздние портреты немецких романтиков выполнены тушью «Кальмар» на мокрой бумаге. Расплывающаяся на бумаге, импровизационно заполняющая кракелюры, она требует от художника предельной концентрации на образе и настроении: для воплощения есть только несколько минут.

Так на свет появились портреты романтиков, объединенные общим ощущением трагического надлома. Этому способствовала и звучавшая во время работы музыка Баха и Бетховена: в отличие от своей бабушка Наталья не любит оперетту и не работает под музыку Кальмана или Иоганна Штрауса. К слову, сама художница-график собрала за годы работы приличную коллекцию современной графики и провела выставку «27 московских литографов» в Екатеринбурге.

Анна Школьная