«Единая Россия», не стесняясь, показывает, зачем ей нужны были такие выборы в Госдуму, как в декабре 2011-го: чтобы в одиночку, имея большинство в Думе, творить то, что она творит теперь. Один из последних ее подвигов – закон, возвращающий в Уголовный кодекс статью о клевете, которую Дмитрий Медведев в 2009 году оттуда убрал.

И все, разумеется, ради народа.

Инициаторы законопроекта поясняли, что, убрав норму о клевете из УК, власть сделала ошибку, поскольку граждане России остались без эффективной защиты своего доброго имени, и любой, дескать, мог их безнаказанно порочить. Пояснение абсолютно лживое, либо надо говорить о том, что в нашей стране есть граждане и граждане. Простым российским гражданам этот закон не нужен и сто лет. Не потому, что они рады были бы клевете, а потому, что оклеветать их невозможно. У них нет ни дворцов, про которые можно было бы сказать, что они построены на украденные деньги, ни шикарных машин, про которые можно было бы сказать то же самое, ни миллионов в иностранных банках и яхт – в иностранных гаванях и проч.

О простых гражданах нечего даже наврать, а если и наврешь, никто не поверит. Ну что такого о них можно нагородить, чтобы они потребовали возбуждения уголовного дела о клевете? Что у некоего Петра Ивановича Сидорова длинный хвост? Петра Ивановича этого, во-первых, никто не знает, а во-вторых, газеты про него ничего вообще не пишут, ни плохого, ни хорошего, и про хвост не напишут.

Оклеветать невозможно и богатых предпринимателей. Их более бедные соседи, может, им и завидуют и были бы, возможно, не против, если бы пару их дворцов кто-нибудь спалил, но писать о них в СМИ, что они наворовали, в голову никому не придет. И так все знают, что в стране повальное воровство – пиши, не пиши. Иначе говоря, закон о клевете не нужен и состоятельным россиянам.

Нужен он лишь одной категории наших граждан представителям власти, включая тех же депутатов. Это видя их дворцы, люди понимают, что на свою зарплату они их никогда бы не построили, а значит, построили на краденое. Если же на зарплату, значит, они, будучи слугами народными, нагло расхищают деньги налогоплательщиков. В общем, что о них ни скажи, все будет не в бровь, а в глаз, и хотя они плевать хотели на общественное мнение, от публичного наименования «вор» им все-таки немного не по себе, и они пытаются рты соотечественникам заткнуть миллионными штрафами.

Заткнуть, во-первых, рты тем, кто не стесняется и, как Алексей Навальный, открыто называет жуликов жуликами. Но хотят они, кстати, критиков элементарно запугать, зная, вероятно, что статья о клевете им самим не поможет. Хотят просто взять на понт.

Они нагло врали, когда говорили, что защитить репутацию в рамках гражданского судопроизводства россиянам сложно, поскольку суды назначают де незначительные суммы в качестве компенсации морального вреда. Это при том, что уголовное законодательство компенсации вообще не предполагает, штрафы, о которых идет речь, взыскиваются не в пользу пострадавших, а в пользу государства. Главное же в том, что обвинение в клевете подразумевает умысел клеветника. Публикации просто недостоверных сведений для такого обвинения недостаточно, автор должен заведомо знать, что сведения не соответствуют действительности, и публиковать их только с целью опорочить. Но если в гражданском процессе бремя доказывания лежит на авторе, то в уголовном доказать недостоверность информации и наличие в действиях автора умысла должно следствие. И это практически невозможно. Следствие должно располагать какими-то вещдоками, однозначно свидетельствующими, что автор знал, что хочет субъекта оклеветать. Например, записями телефонных разговоров или видеозаписями, на которых человек сообщает кому-то о своем плане напечатать о таком-то дезу.

Короче, никакого практического смысла в возвращении клеветы в Уголовный кодекс нет. Это всего лишь очередной, в основном психологический, шаг власти и партии, как ее прикрытия, в попытке подавить свободу слова в стране, подавить вообще стремление россиян к свободе и человеческому достоинству. Но шаг этот, как и другие, сделанные в последний месяц, бесполезен – вот в чем ужас для нынешней власти.

Юрий Кашинский