Такой вывод прозвучал на селекторном совещании в районном центре Тереньга, которое провёл губернатор Сергей Морозов. Основным из обсуждаемых был вопрос реализации стандартов оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.

Большой интерес вызвало выступление председателя Общественной палаты Нины Дергуновой. Она сообщила, что члены палаты в режиме мониторинга следят за ситуацией, которая складывается в сфере пассажирских перевозок непосредственно в областном центре. Речь идёт о социологических опросах горожан. Они показывают, что в работе транспорта есть улучшения. Появился маршрут №6 и теперь можно уехать в центр из Мостоотряда даже вечером. Нет особых претензий к маршруту №85. Нина Дергунова в качестве положительного примера называет маршрут №65 «Новый город – Нижняя Терасса – Новый город». Машины ходят регулярно, водителей отличает хорошая дисциплина и высокое качество обслуживания пассажиров, парк автомобилей постоянно обновляется.

Но вот примеры иного рода, которых, к сожалению, большинство. Горожане, в большинстве своём, не видят особых улучшений в работе пассажирского транспорта. Количество автобусов, вроде бы, растёт, а уехать по-прежнему трудно. Трамваи всегда переполнены, изношены и часто ломаются прямо на линии.

Но больше всего нареканий вызывают маршрутки. В опросах чётко прослеживается мысль, что в голове у их водителей и хозяев только деньги, а на интересы пассажиров можно откровенно плевать. Они диктуют свои условия, а городские власти давно потеряли контроль над ситуацией, если, конечно, он когда-то был. Иначе как объяснить бесконечные уступки в вопросах повышения стоимости проезда. Причём без дифференциации оплаты: едешь ли ты весь маршрут из конца в конец города или одну остановку, плати 16 рублей. Что такое уехать в час-пик, знает каждый. Автобусы и трамваи ближе к вечеру куда-то исчезают. А маршрутки ждут наступления девяти вечера, когда проезд повышается сразу на четыре рубля. При этом обещанных графиков движения на остановках транспорта до сих пор не видно. О согласованной работе на линиях маршруток и автобусов речь не идёт вообще. Вот и получаем «то густо, то пусто». Днём водители изнывают без дела, а в утренние и вечерние часы «пик» попросту не справляются с наплывом пассажиров, «маринуя» на остановках тысячи и тысячи людей.

Участники опросов не открывают Америку. Они называют факты, которые давно всем известны. Другое дело, что если раньше люди предпочитали молчать, то сейчас всё больше и больше заявляют о своих правах. Им надоело, что из года в год игра идёт только в их ворота. Остановимся на вопросе о тарифах. Если идёт их повышение, логично ожидать повышения качества услуг. Но в опросах даются неприглядные для транспортников оценки. Маршрутки, в основе своей, представляют изношенные до предела машины. В них не до конца закрываются дверцы и форточки. В салонах грязь, промасленная ветошь, старые «запаски», ящики с железками, сквозь немытые стёкла не видно улицы. Водители позволяют себе сидеть за рулём в одних шортах, курят, сквернословят, грубят пассажирам, при движении машины болтают по телефону. Порой в салоне истошно орёт музыка, когда даже не слышно рядом сидящих людей. Давно «в моде» устраивать в салоне дополнительные сиденья из фанеры и досок, зато открывать переднюю дверцу только для смазливых девиц. В жаркий день езда в маршрутке превращается в пытку: сквозняк продувает людей. Но сделать замечание не смей: нарвёшься на откровенную грубость. В погоне за деньгами только время имеет для человека за рулём истинную ценность. А потому маршрутчики, что называется, рвут с места не дожидаясь полной посадки пассажиров, заставляя последних жонглировать в салоне, падать, получать травмы. Говорено-переговорено, что деньги за проезд надо принимать в стоящем на месте автомобиле. Но ничего не меняется. Сцены, когда водитель одновременно принимает деньги, отпускает сдачу, говорит по телефону и с сидящей рядом хорошенькой пассажиркой, стали привычными. Кто-то может упрекнуть автора этих строк в предвзятости. Но речь, во-первых, идёт о результатах опросов, которые невозможно опровергнуть. А во-вторых, достаточно сесть в маршрутку, желательно не новенький «Форд» или «Ивеко», а в отечественную «ГАЗель» и с ветерком прокатиться по родному городу. Заверяю, впечатлений будет масса, заодно испытаете на себе всю «прелесть» городских дорог.

Горько и другое. Опросы проводятся около полугода. Но мнение их участников остаётся неизменным: работа пассажирского транспорта оставляет желать лучшего. Отвечая на вопрос губернатора о причинах сложившейся ситуации, Нина Дергунова называет безнаказанность, безответственность на всех уровнях и отсутствие контроля. Как их устранить? Это уже тема отдельного разговора, который должен обязательно состояться.

Виктор Никитин