Такое предупреждение прозвучало на недавнем заседании штаба по подготовке общеобразовательных учреждений региона к новому учебному году. Озвучила его начальник отдела стратегических коммуникаций и инновационной деятельности регионального Министерства образования Оксана Лилипео.
Её доклад о кадровом обеспечении учреждений образовательной системы вызвал большой интерес. В нём сказано, что с первого января будущего года вступит в силу региональный Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области». Им планируется предоставлять такие меры поддержки, как единовременные денежные выплаты в размере 10 тысяч рублей и по одной тысяче рублей ежемесячно. Молодым специалистам, проживающим в сельской местности, уже сегодня предоставляются меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты за каждый год работы: первый – 20 тысяч рублей, второй – 40 и третий – 60 тысяч рублей и ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату занимаемого жилья, его отопление и освещение.
Однако, по мнению Оксаны Лилипео, поддержка молодых специалистов только со стороны региона не может дать значительных результатов без ответных усилий со стороны муниципальных образований. Между тем, поддержка молодых специалистов за счёт местных бюджетов оставляет желать лучшего. Так, например, единовременные денежные выплаты в размере 10 тысяч рублей предусмотрены только в Ульяновске, Базарносызганском, Барышском, Мелекесском и Чердаклинском районах. В Инзенском и Карсунском районах эта выплата составляет пять тысяч, в Новоспасском, Сурском и Старомайнском районах – три тысячи рублей. В Новоульяновске, Николаевском, Новомалыклинском, Радищевском, Цильнинском, Сенгилеевском и Павловском районах меры социальной поддержки не разработаны вовсе или являют собой сущий мизер.
Помимо этого на муниципальном уровне отсутствует системная работа с молодыми кадрами. Она подменяется единичными мероприятиями, в основном дублирующими областные планы. Муниципальные служащие не отличаются исполнительской дисциплиной. Введены, скажем, в практику обучающие семинары-совещания для работников кадровых служб. Но половина служащих такие занятия игнорируют. Информация о наличии вакансий является неполной и, что ещё хуже, не всегда достоверной. Наставничество пребывает в зачаточном состоянии.
Список можно продолжать. Только это ничего не меняет. Не напрасно Оксана Лилипео высказывает опасение, что с вступлением в силу упомянутого регионального Закона МО вообще откажутся от каких-либо мер социальной поддержки молодых педагогов. И что тогда? Сегодня по результатам предварительного комплектования по области выставлено 365 вакансий. Наибольшая потребность в учителях начальных классов – 71 вакансия, преподавателях иностранного языка – 59 вакансий, далее идут учителя физкультуры и труда … При таком подходе к делу как прикажете их закрывать?
На заседании штаба районам было предложено в срок до первого августа разработать и внедрить полный комплекс мер по привлечению на свои территории молодых педагогов. Успеют? А главное, захотят ли принимать такие меры? Вопрос без ответа.
Виктор Никитин