Качество образования в России вызывает в обществе немалую озабоченность, и власть, кажется, нашла способ поправить это дело. Во всяком случае результаты ЕГЭ обещают резко улучшиться.

Но к самому образованию намечаемые меры будут иметь, видимо, весьма косвенное отношение, а может, не иметь и вовсе никакого. Просто количество выпускников школ, не сдавших ЕГЭ, собираются включить в число показателей, по которым будет оцениваться эффективность работы губернаторов. Сегодняшнюю систему оценки признали слишком громоздкой и трудно формируемой.

В ней 460 показателей, и региональные администрации постоянно заняты составлением привлекательных отчетов – в надежде понравиться Москве и через это усидеть на месте как можно дольше.

Новую систему оценки эффективности глав субъектов федерации разработали администрация президента, правительство и Минрегионразвития.

В ней всего 12 пунктов. Кроме результатов ЕГЭ, в число показателей включены такие, как продолжительность жизни в регионе, смертность и численность населения, уровень безработицы, доходы населения, объем частных инвестиций в основной капитал, объем доходов бюджета, удельный вес построенного жилья, объем продукции предприятий.

Все показатели – вроде бы по делу, нет только веры в честность того, что будет поставляться по ним в Москву. Ну вот, к примеру, поставят, что доходы населения подбираются к 30 тысячам рублей в месяц на человека, и, хотя у тебя нет ни одного знакомого с такой зарплатой, зато полным-полно с 7-8 тысячами в месяц, поди проверь ту цифру, что называется официально.

Москва критике эти цифры вряд ли будет подвергать – ей тоже выгодно, чтобы страна неуклонно «процветала».

То же самое касается объемов жилья, объемов продукции предприятий, продолжительности жизни и проч. Даже численность населения станет, скорее всего, мифом Древней Греции, то есть истинное количество проживающих в регионе будет так же трудно установить, как и узнать, сколько народу жило две-три тысячи лет назад на островах греческого архипелага.

Число проваливших ЕГЭ скрыть будет труднее, и вот с этим власти придется, наверное, поработать. Но я не думаю, что для улучшения показателей она возьмется вкладывать деньги в образование, повышать уровень преподавателей, совершенствовать образовательную систему, стимулировать труд учителей хорошей зарплатой и заниматься разной другой хиромантией. Думаю, поступит проще: отдаст кому надо негласную команду, чтобы с двоечниками было покончено вовсе. Или для большей достоверности оставит одного, который и будет признан по результатам ЕГЭ неуспевающим.

Какие-то все эти системы оценки эффективности региональных властей игрушечные, когда властям дается широкий простор для фантазий и прямой фальсификации показателей. А можно было ведь и проще: определять эту эффективность, скажем, по восприятию населением темы ЖКХ. Иначе может получиться еще хуже. Те же школьники, зная, что от результатов ЕГЭ зависит судьба губернаторов, вообще учиться перестанут. И так, дескать, поставят.

Василий Мельник