Президенту РФ Путину В.В.
Губернатору Ульяновской области Морозову С.И.
Открытое письмо
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Сергей Иванович!
К Вам обращается житель Ульяновской области Ахтямов Александр Николаевич, проживающий по адресу: г.Димитровград, ул. Автостроителей, 55 – 24.
В нашем регионе много говорится о том, что Ульяновская область – территория, благоприятная для развития бизнеса, комфортная для проживания. Но некоторые события заставляют сделать совершенно противоположные выводы.
Например, ситуация с тушением лесных пожаров и выполнением лесохозяйственных работ уходом за лесом, питомниками на неарендованных территориях государственного лесного фонда, сложившаяся в Ульяновском регионе, и действия ульяновских чиновников вызывают много вопросов.
Еще до 1.07.2012 г. минприроды Ульяновской области в силу исполнения своих федеральных полномочий должно было заключить с какими-либо лесными предприятиями договоры на выполнение этих работ либо выставить на аукцион согласно 94-ФЗ.
Обычно этим занимались областные государственные предприятия (ОГУПы) – лесхозы. Они сохранили коллективы квалифицированных специалистов, состоящие из местного населения, знающего правила ведения лесного хозяйства.
Но наше министерство почему-то этого не сделало. Вопрос почему?
В результате: июль почти закончился, в лесу работы не ведутся, пожары (не дай Бог!) тушить некому, так как никто без соответствующего договора не имеет права войти в лес! Да и зарплату рабочим платить, соответственно, нечем, ОГУПы сидят без работы, а вместе с семьями это порядка 1,5 тысячи человек. Лесохозяйственные работы были их единственным заработком. Такая ситуация сложилась в Старокулаткинском, Сенгилеевском, Новочеремшанском, Ульяновском, Майнском лесничествах. В Тереньгульском и Карсунском – не лучше, хотя там и есть арендатор.
Чем кормить детей? Как собрать их в школу? И выживут ли сельские территории, о которых так много заботится сегодня ре-гиональное правительство? Или вся забота только на бумаге?
Зато региональное министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии регулярно отчитывается о создании новых рабочих мест, видимо, виртуальных. Пять прибавили – тысячу убавили.
Аукцион на работы по тушению лесных пожаров объявлен на 20 августа – на конец лета! А лесокультурные работы? Время упущено.
Даже если министерство теперь и выставит лот на проведение этих работ на аукцион, то ОГУПы смогут приступить к ним не ранее, чем через месяц (в сентябре, и что они успеют сделать до конца квартала или наступления зимы?) в силу прохождения всех процедур оформления документов, да и то при условии, если смогут выиграть.
Практика многих аукционов показывает, что зачастую выигрывают недобросовестные исполнители. А лес ждать не любит. Питомники зарастают, так как на выполнение работ по уходу за ними также нужно заключить договор с региональным минприроды. Нещадная жара или пожар тоже могут их погубить. Как результат – отсутствие посадочного материала и срыв посадок леса в 2013-2014 годах. А если такое отношение станет нормой, то мы потеряем свои леса вообще, так как не будет достаточно посадочного материала для лесовосстановления. И в результате лес из возобновляемого ресурса в Ульяновской области превратится в «истощимый».
Работы по санитарной обработке лесов от вредителей и болезней также не проводились.
Дубравы стоят, объеденные зеленой дубовой листоверткой, на горельниках размножается сосновый усач. Ситуация скоро станет критической.
Но чем занимается наше министерство? Его больше волнует вопрос, занести «степного жителя» сурка-байбака в Красную книгу или нет. На мой взгляд, оно не в состоянии выделить глобальные стратегические направления.
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области по статусу является распорядителем федеральных (и выделяемых областных) бюджетных средств на лесоразведение и лесовосстановление, на тушение пожаров. Оно должно управлять отраслью, развивать, подсказывать, знакомить предприятия с передовыми технологиями. Но оно, по сути, на данном этапе тормозит развитие лесного хозяйства, проявляя бюрократическую волокиту. Что это: чиновничий цинизм или умышленное вредительство?
Все лесохозяйственные договоры проходят согласование с директором департамента лесного хозяйства минприроды Ульяновской области Львом Павловым, являющимся, в сущности, главным лесничим области. Документы лежат у него пачками в кабинете или в отделе, но он ход делам, как правило, не дает, ссылаясь на занятость.
Также пачками в коробках пылятся договоры на отпуск населению деловой и дровяной древесины на ремонт надворных построек и обеспечение дровами в соответствии с Законом Ульяновской области от 3.10.2007 г.
№143-30 «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Ульяновской области гражданами для собственных нужд». Зима не за горами, хороший хозяин готовит дрова летом, а ульяновские сельские жители не могут, потому что минприроды находит множество причин для задержки на несколько месяцев оформления договоров. Не хватает квалификации?
Не знают, что нужно делать? Или, может, мзду ждут?
До 2012 года отпуск такой древесины населению осуществлялся лесничествами на местах, как и в других регионах России. Но в 2012 году минприроды Ульяновской области почему-то изменило порядок, усложнив процедуру отпуска.
Так и лежат у них на подписи договоры из Инзенского, Вешкаймского, Новочеремшанского, Тереньгульского и ряда других лесничеств, практически со всей области. Кто дал право не исполнять законодательство? Пока крестьянин получит разрешение на заготовку древесины и начнет пилить – зима наступит, а жилые помещения нечем будет топить. Не во все населенные пункты и не во все дома у нас пришел газ. Электричеством топить – дорого. Долги региона энергетикам растут. За словами «отопительный сезон сорван» стоят холодные дома тысяч семей.
Что мы имеем в итоге? Питомники и лесосеменной фонд под угрозой исчезновения (надежды на то, что «на заросших полях накопаем», бессмысленны и непрофессиональны), развитие лесной промышленности – тоже (нет сырья – нет производства), индекс промышленного производства упал – уменьшился доход в федеральный и областной бюджеты, сотрудники лесхозов и их семьи – без средств к существованию, сельское население в старых полуразваленных халупах и без отопления.
Что делает минприроды Ульяновской области? Сократило приток федеральных денег в регион, защитив программу по выделению субвенций с меньшими суммами по сравнению с прошлыми годами. Вроде бы похвально – экономия. Но фронт работ не уменьшился, где брать деньги на выполнение этих работ взамен федеральных? Не продумали. Отсюда – уменьшение расходов на выполнение лесохозяйственных работ (в том числе и на тушение лесных пожаров), то есть на зарплату подрядчикам этих работ, и как следствие – снижение уровня жизни сельского населения (толкают людей на воровство?). Проявляет волокиту в процедурах оформления необходимых лесохозяйственных документов, ставя под угрозу не только развитие лесной отрасли и приумножение лесов, но и само существование лесного фонда на территории Ульяновской области, то есть не справляется, я считаю, со своими полномочиями, которые были переданы ему в регион федеральным правительством.
Вывод. Так вот наше минприроды и работает: «чистит» реки, выращивает лес и «тушит» лесные пожары зимой. Впору ставить вопрос о дисквалификации руководства регионального минприроды, так как своими действиями министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области наносит, на мой взгляд, вред не только лесам Ульяновской области, но и социально-экономической политике правительства региона в целом.
С уважением, АХТЯМОВ А.Н.