Проходя мимо дома, в котором в 18781887 годах жила семья Ульяновых (улица Ленина) и видя облезлую краску на его кровле и осыпающуюся отделку фундамента, я маленьким язычком ругал кремлевских сатрапов, захапавших страну и теперь в страхе стремящихся искоренить из народной памяти имя Ленина и потому прекративших финансирование его музея.

И лишь из недавней статьи в «СК» узнал, что Дом-музей находится, оказывается, на балансе области и, значит, ответственность за его ветшание лежит на местных властях.

Очевидно, что предать имя Ленина забвению пытается и ульяновское руководство. Отсюда разного рода суррогаты на замену – типа того же колобка с его усадьбой. Власти, видимо, всерьез полагают, что это привлечет в Ульяновск толпы туристов и сделает из нашего города пресловутую туристическую мекку. Видно, однако, что все их потуги идут прахом. В колобка вбухиваются миллионы, но интерес у гостей города все равно только к Ленину. По выходным на улице перед его домом стоят по два-три автобуса с экскурсантами. Это не десятки, как в советское время, но по сравнению с 90-ми годами уже кое-что. Интерес к вождю русской революции растет.

Растет он в первую очередь в нашей стране, оказавшейся снова ввергнутой в капитализм и снова, как и в XIX веке, в дикий. Люди на своей шкуре успели прочувствовать, что это такое. Не по книжкам, как до того, а лично, когда увидели, как с ними обращаются новые «хозяева жизни». Как цинично они гребут народное добро и как при этом хамски плюют на общественное мнение. Как извратили все принципы сосуществования людей друг с другом.

К личности Ленина обращается и молодежь, причем по всему миру. Резко левеют и власти многих стран. Прежде всего Латинской Америки. В Мексике, к примеру, на пост президента только что избран представитель Институциональной революционной партии. Левеет руководство немецких земель, где христианские демократы проигрывают зеленым и социал-демократам. И на этом фоне увлечение колобками чиновничества на родине Ленина представляется уже просто непроходимой тупостью. Ульяновск, как бы власти ни старались, был и останется родиной только одного известного человека. В общественном сознании он не будет ассоциироваться ни с именем историка Николая Карамзина, ни с именем писателя Ивана Гончарова. И тот, и другой – не из категории авторов, имеющих массового читателя. Карамзина не читают, можно сказать, вообще. Гончарова только специалисты. Иван Гончаров – писатель к тому же преимущественно детский, а дети сегодня не читают никаких книг. И ставка на этих писателей как на потенциальный бренд города, я считаю, бесперспективна.

Наша власть вправе бояться Ленина, вправе официально держаться от него в стороне, но содержать в порядке связанные с его именем здания обязана. Стыдно же, когда приезжие из других регионов и стран видят, в каком ленинские музеи состоянии сегодня. Стыдно должно быть за крышу этого музея на улице Ленина. Если власть ссылается на отсутствие денег, то это чушь – она только фейерверками и только за первую половину 2012 года выстрелила в небо миллионы рублей. 30 млн планируют пустить из бюджета на сентябрьский культурный форум. Можно, конечно, точить лясы и на форумах, но если хотя бы 20 процентов от этих 30 млн отдать на ремонт ленинского Дома-музея и Музея современного изобразительного искусства, что на улице Льва Толстого, толку было бы несравнимо больше.

Сергей Поленов