Высокий уровень безработицы в регионе сменяется еще более серьезной проблемой – дефицитом квалифицированных кадров и вообще людей, способных и желающих работать.

Если два предыдущих десятилетия Ульяновская область всячески стремилась привлечь на свою землю крупных, в том числе иностранных, инвесторов, чтобы обеспечить рабочими местами большое количество незанятых людей, то теперь ситуация изменилась на прямо противоположную. Те компании, которые готовы создавать здесь производство, отказываются от своих идей, узнав об остром дефиците квалифицированных, в первую очередь технических, кадров и людей рабочих специальностей.

По словам ректора Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) Александра Горбоконенко, с недавних пор регионы ведут довольно жесткую конкурентную борьбу за рабочие руки.

– В нашей области потребность в технических кадрах в два раза превышает число выпускников УлГТУ, однако массового оттока молодежи в другие регионы это не предотвращает, – говорит он. – Три российских города – Саров (Нижегородская область), Пенза и Калуга – активно переманивают к себе наших ребят. Специалисты кадровых служб расположенных там предприятий буквально «прописались» в нашем вузе, чтобы выявлять талантливых студентов и курировать их, начиная с младших курсов. Они ежегодно за свой счет организуют ознакомительные поездки на производство, привлекают молодых ульяновцев высокой начальной заработной платой (от 30 тысяч рублей) и возможностью решить жилищный вопрос с помощью выгодных ипотечных программ.

Ульяновских предприятий, способных предложить ребятам аналогичные условия, попросту нет. В результате, как показал социологический опрос в УлГТУ, около 35 процентов студентов заявили, что в поисках достойной работы они намерены покинуть регион. Уехать в другие края в основном стремятся ребята из малообеспеченных семей, то есть те, которых здесь ничего не удерживает.

Молодежь не устраивает не только величина зарплаты в нашей области, но и качество жизни, уровень благоустройства территории, отмечают социологи.

Дефицит кадров становится одним из основных факторов, сдерживающих развитие экономики регионов и страны в целом, отмечают эксперты. Причем похоже на то, что власти не осознают всей серьезности положения. К примеру, руководством страны недавно была поставлена цель создать в России 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест к 2020 году. Однако простая арифметика показывает, что эти планы неосуществимы – за во- семь оставшихся лет все российские вузы смогут подготовить в лучшем случае пять миллионов молодых специалистов.

Все это сопровождается постоянным снижением количества бюджетных мест в вузах с одновременным резким ростом стоимости обучения на внебюджетных местах. К примеру, в 2012 году минимальная стоимость обучения на наиболее востребованных технических специальностях разом возросла с 60-80 тысяч рублей до 112 тысяч рублей в год.

В дальнейшем дефицит рабочих рук будет лишь возрастать. Начиная с нынешнего года, Ульяновская область столкнется с наибольшей нехваткой контингента для учебных заведений, связанной с демографическим спадом 1990-2000-х годов.

Согласно данным Росстата, еще в конце 1980-х годов наметился спад рождаемости в регионе: с почти 22 тысяч человек в 1985 году до 20 тысяч в 1990 году. С 1997 по 2007 годы показатели рождаемости не превышали 11-12 тысяч человек в год, и только с 2008 года наблюдается постепенное увеличение количества новорожденных.

Сведения по численности населения региона, а также существующие прогнозы до 2030 года, указывают на последовательное и неумолимое сокращение, с одной стороны, населения, с другой – людей трудоспособного возраста. Примерно с 800 тысяч человек в настоящее время численность трудоспособного населения сократится за 20 лет до 586 тысяч человек по среднему варианту прогноза. Отчасти нехватку кадров можно было бы решить за счет трудовых мигрантов, но качество профессиональной подготовленности гастарбайтеров не дает надежды и на это. Более того, предполагаемые показатели по миграционному приросту населения в регионе указывают, что до 2024 года будет наблюдаться отток населения и только к концу периода возможно достижение положительного баланса на уровне нескольких сотен человек в год, что, впрочем, не окажет заметного влияния на численность населения.

Вадим Пилюков