Юрий КОРАБЛЁВ
4 июля из корпуса производства основной сборки «Авиастар-СП» с большой помпой выкатили собранный экземпляр военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, в заводском просторечии именуемый «изделие 476».

Новый самолет перекатили на аэродром летно-испытательного комплекса «Авиастар». Властные СМИ поспешили назвать это событие знаковым. Однако на самом деле оно уже состоялось в середине декабря прошлого года. Цитата из «Московского комсомольца» от 27 декабря 2011 года: «Военным дали новые крылья. Транспортный Ил-76 превратили в суперсовременный самолет для армии. Российские авиастроители к Новому году преподнесли военным долгожданный подарок. Из сборочного цеха ульяновского авиазавода «Авиастар-СП» они выкатили первый опытный образец глубоко модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76, получившего обозначение «изделие 476». Поднять в воздух новую машину планируется в апреле следующего года. А пока новый самолет должен пройти необходимый цикл наземных проверок и испытаний». То есть, согласно прошлогодним планам, «изделие 476» давно уже должно нарезать круги в небе над Россией.

А у нас в Ульяновске, в отличие от москвичей, еще только празднуют знаковую, но пока только выкатку первого изделия после сборки. Получается, прямо-таки, какое-то знаковое дежавю? Выходит, что в декабре прошлого года недоделанный самолет просто покатали в предвыборном восторге перед телекамерами, чтобы продемонстрировать электорату успехи в авиастроении, да и закатили обратно в цех на полгода чтобы доделывать? Потом еще назывались апрель и 5 июля 2012 года, как день первого полета нового «Ила». Но его опять-таки всего лишь выкатили 4 июля из сборочного цеха и никуда он не полетел.

Местному авиапрому уже несколько десятилетий катастрофически не везет. Так, в прошлом году на авиасалон в подмосковном городе Жуковском «МАКС-2011» «Авиастар» представил самолеты Ту-204СМ: один лайнер на статической стоянке, второй участвовал в летной программе. Несмотря на то, что президент ОАК Михаил Погосян в очередной раз подтвердил, что этот проект является основным для российской транспортной авиации, и несмотря на непрекращающиеся переговоры с потенциальными заказчиками, дело с мертвой точки на «МАКСе-2011» не сдвинулось. Не сдивнулось оно оттуда и до сих пор. Более того, у ульяновцев отобрали надежду на получение контракта на строительство самолета Ан-170. Хотя в стратегии развития ОАК и было прописано, что основной площадкой для сборки транспортников будет «Авиастар-СП», но заказ «ушел» на Воронежский авиазавод.

По аналогичному сценарию развивается ситуация с «изделием 476». По словам генерального директора авиазавода Сергея Дементьева, пакет заказов на обновленный Ил-76 составляет на данный момент 190 машин. 90 из них планирует приобрести Минобороны. Остальное – гражданские авиакомпании: «Волга-Днепр», «Полет». Намерения, в который уже раз за последние десятилетия, высказывали индийские, китайские, израильские заказчики. Однако гендиректор «Авиастар» в июле текущего года оговорился: «Твердых контрактов пока нет. Все ждут, когда машина поднимется в воздух. Вообще, насколько известно, президент РФ Владимир Путин поставил задачу подписать предварительный контракт с Минобороны на 41 Ил-76МД-90А не позднее сентября нынешнего года». С ТУ-2004 ситуация развивалась по схожему сценарию.

Даже если наши самолеты немного дешевле западных, то в обслуживании они намного дороже. Авиаперевозчику, решившемуся приобрести наш самолет, придется очень сильно раскошелиться на расходные материалы. Регламенты техобслуживания наших самолетов более емкие, а пермские двигатели более прожорливые, чем зарубежные. Вот покупатели и шарахаются.

Зато в вопросах устройства и проведения всяческих форумов и салонов, мы, похоже, скоро окажемся впереди всей планеты. В Ульяновске грядет свой авиатранспортный форум, который пройдет 23-25 августа. Разве что, как и в прошлом году, программа окажется несколько победнее, чем было объявлялось заранее.

Кстати, в ней пока нет пункта, который предусматривал бы демонстрационный полет «изделия 476», хотя уже объявлено, что очередной первый его полет состоится в начале августа. А что? Даже если само «изделие 476» не будет снова готово летать, можно поднять в воздух любой старый ИЛ-76. Тем более, что внешне они практически не отличаются. А на площадку для осмотра можно поставить недоделанный «476», ведь в его начинке посетителям все равно никто не разрешит копаться. Зато можно будет в очередной раз рапортовать об очередном знаковом успехе. А потом его снова отменить. Ничего страшного. Ведь отменили же даже намечавшийся, согласно календарю майя, в декабре этого года конец света…

Практически одновременно с известием о выкатке «изделия 476» из сборочного цеха пришло сообщение о том, что на заседании областного правительства принято решение об отмене областной целевой программы «Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов (АТЛА)», то есть «летающих тарелок» или дирижаблей грузоподъемностью до 600 тонн. Стоимость всей программы оценивалась в 2,7 млрд. рублей. Проект по постройке этих дирижаблей в Ульяновске успели представить тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву. Но потом выяснилось, что в природе даже не существует проектов таких дирижаблей, а саму программу уполномоченный по коррупции в Ульяновской области Александр Павлов еще в 2010 году признал содержащей коррупционные факторы. А вот куда делся дирижабль, который, согласно заявлениям губернатора, область все-таки успела приобрести у фирмы «Локомоскай» до сих пор не известно.