С начала нынешнего года в систему прохождения автомобилями технического осмотра (ТО) было внесено столько изменений, что автомобилисты окончательно запутались. Куда ехать для ТО, а к кому – за полисом ОСАГО и в какой последовательности? Нужен ли талон техосмотра и что такое диагностическая карта? Ситуацию по просьбе читателей прояснил корреспондент «СК».
Как известно, 1 января 2012 года в России вступил новый закон, передающий ответственность за проведение техосмотра от государства коммерческим предприятиям. Новый закон существенно расширил полномочия Российского союза автостраховщиков (РСА), которому была поручена аккредитация станций инструментального контроля, ведение их реестра, а также контроль и проверка их деятельности. Кроме того, была отменена процедура ТО для новых автомобилей, а заключение договора ОСАГО разрешили только после про хождения техосмотра. Однако оказалось, что страхо вые компании для заключения полиса обязательного страхования автогражданской ответственности стали требовать от автомобилистов полисы техосмотра, действительные не менее шести месяцев. В результате практически в безвыходной ситуации оказались многие водители, и в первую очередь, так называемые «под снежники» автовладельцы, которые зимой ставят машину на прикол и выезжают на дорогу ближе к началу дачного сезона. К примеру, те, кто оформлял полис ОСАГО на летний период (с апреля по ноябрь), а техосмотр проходил, скажем, в мае, по закону не имели права сесть за руль и привезти машину на пункт техосмотра своим ходом. Те же, у кого полис ОСАГО был оформлен ранее талона ТО, за год вынуждены были проходить техосмотр дважды.
С 1 августа полугодичный минимальный срок действия талона ТО, необходимый для продления полиса ОСАГО, отменен. Также в новом законе предусмотрена возможность получать краткосрочные полисы ОСАГО на 20 дней без техосмотра. С таким полисом автомобиль, к примеру, можно отогнать в удобный регион для после дующей регистрации.
Ушел в прошлое и сам талон техосмотра заламинированная карточка, которую многие водители специально для гаишников наклеивали на лобовое стекло своих автомобилей. Теперь автовладельцы, вне зависимости от возраста автомобиля, будут получать на руки диагностическую карту, на основании которой и будет выдаваться полис ОСАГО. В процессе осмотра автомобиля (процедура не должна превышать 30 минут) ее заполня ет эксперт. Если все исправно, автовладельцу выдается экземпляр диагностической карты с подписью и печатью. Если обнаружены неисправности, владельцу авто дается 20 дней на их устранение. По истечении этого срока и в случае обращения к другому оператору за ТО придется заплатить вновь. Заверенная диагностическая карта станет для страховой компании основанием для выдачи полиса ОСАГО. После этого карта не нужна гаишник на дороге отныне не вправе проверять какие либо документы о прохождении ТО.
Еще одной важной поправкой в закон о техосмотре стала возможность для автодилеров, у которых есть специализированные сервисные зоны, выдавать диагностическую карту на основании проведения планового техобслуживания.
После аккредитации в РСА дилеры получат право об служивать автомобили только тех марок, на которых они специализируются. То есть если дилер продает и обслуживает Mercedes, то и выдавать диагностическую карту он будет автомобилям Mercedes. При этом сама процедура техосмотра будет сохранена, просто ее соединили с проведением планового ТО в автосервисе. Если авто владелец не хочет проходить техобслуживание (многие после прекращения гарантии сами проводят техобслуживание), ему придется ехать в частный пункт техосмотра, где по итогам проверки он получит диагностическую карту.
В этом случае стоимость диагностической карты у частных операторов определяется по тарифам, принятым в регионе (в Ульяновской области, для легковых автомобилей, 350 рублей), а на пунктах ГИБДД придется заплатить 300 рублей госпошлины правда, в случае с гаишниками норма действует до 2014 года. Авто владельцы, прошедшие плановое ТО, оплачивать техосмотр не будут.
Вадим Пилюков