Семен Саблин
В прошлый вторник в Ульяновске была проведена проверка системы оповещения населения при чрезвычайных ситуациях. Сигнал учебной тревоги транслировался через внешние громкоговорители на улицах и площадях, в эфире областного радио и телевидения.

А вы слышали?
Накануне проверки на аппаратном совещании в городской администрации начальник МБУ «Управление гражданской защиты г.Ульяновска» Сергей Цывочка сообщил, что подобные проверки системы оповещения в Ульяновске проводятся дважды в год. Возможно, в бумажных отчетах Управления они в самом деле проводились. Либо были в пределах кабинета самого господина Цывочки. Однако простые ульяновцы ни звуков сирен, ни сигналов по телевидению и радио не слышали уже много лет. Они не гудели не только во время проверки системы, но даже тогда, когда в Ульяновске происходили настоящие техногенные ЧП.

Еще Цывочка заявлял на совещании, что город для оповещения населения в случае ЧП выделит 105 автомашин, оборудованных громкоговорителями. В день проверки системы оповещения на улицах Ульяновска эти машины никто не увидел и не услышал. Стало быть, чиновники опять ловко отчитались о проведенных «мероприятиях» перед местным и московским начальством, а дальше видно будет?

Если кто-то из ульяновцев в 17.45, в не самое подходящее время для просмотра телевизора, все-таки включал приемник, они могли слышать и видеть сигнал «Внимание всем!». Но он был доступен лишь тем, кто смотрел или слушал в это время передачи областного радио и телевидения. А ведь сегодня в черте только Ульяновска доступны десятки теле- и радиоканалов. Но в их эфир не было включений тревожного сообщения, даже бегущей строки!

Местные власти не успели перед проведением учений договориться с владельцами всех эфирных каналов? Не догадались? Поленились? Или, может быть, арендаторы каналов не пожелали бесплатно давать тревожный сигнал? В таком случае, необходимо просто лишать лицензий эфирных предпринимателей, желающих лишь наживаться на вещании, но игнорирующих безопасность своих зрителей и слушателей.

Поскольку в 17.45, когда проводились пробные учения, подавляющее большинство жителей города находится на работе либо возвращается домой, то они просто не могут слышать сигнал. И это при том, что в каждом автобусе, трамвае и троллейбусе водитель имеет возможность оповестить о ЧП пассажиров через внутреннюю громкую связь. У общественного транспрта нет связи с пунктами МЧС? А почему? И почему все молчат об использовании для оповещении пассажиров системы ГЛОНАСС, которую в общественном транспорте с шумом гамом внедряют уже столько лет? Если все внедрения лишь «филькина грамота», то пассажирам общественного транспорта и личных авто могли бы пригодится те пресловутые 105 автомашин с громкоговорителями.

Как заявил Сергей Цывочка на совещании, еще до проведения общегородской проверки была проверена система оповещения у главного сетевого телефонного оператора ОАО «Ростелеком». Как заверил главный спасатель Ульяновска, система проверялась без доведения сигнала до абонентов, но она находится в полном порядке. А почему этот полный порядок не опробовали в день общегородской проверки, хотя бы методом случайной выборки по районам города?

О сотовой связи, как наиболее эффективной системе массового оповещения населения на сегодняшний день, ульяновские чиновники даже не вспоминают. Опять не додумались, поленились или не смогли договориться перед учениями с владельцами? Если не додумались или поленились – почему эти чиновники уже не стоят в очереди в Центре занятости? Если владельцы каких-то телефонных компаний не пожелали оповещать ульяновцев, то зачем они вообще нужны в городе? Пробная проверка системы звукового оповещения показала, что, в случае повторения настоящих ЧП, большая часть населения опять останется в неведении.

Нужен местный Крымск?
Особое внимание в своем докладе Сергей Цывочка уделил состоянию волжской дамбы. До 2002 года эта дамба внушала серьезные опасения. Тогда властям, в частности, ныне находящемуся в заключении экс-замгубернатору Михаилу Шканову, удалось после долгих мытарств в Москве добиться того, чтобы содержание дамбы перевели на федеральный бюджет. С тех пор за нее отвечают федералы. Но отчитываться за нормальное состояние волжской дамбы ульяновские чиновники не стесняются. Это сделал и господин Цывочка – зоны катастрофического затопления на Нижней Террасе нет, система оповещения находится в рабочем состоянии, на дамбе приступили к монтажу новой локальной системы оповещения, отвечающей всем современным нормам, которая будет приведена в действие в октябре, устанавливается единственный в области дизель-генератор мощностью в 640 КВТ, который должен будет обеспечивать работу насосов в случае общего отключения электроэнергии.

Зато от оценки ситуации на Ишеевской плотине, гидротехническом сооружении местного значения, за состояние которой несут ответственность местные власти, главный спасатель во время отчета воздержался. А ведь еще 28 февраля нынешнего года на таком же аппаратном совещании в администрации города Сергей Цывочка констатировал что ситуация на плотине «просто печальная. Электродвигатели в любой момент могут выйти из строя, так как вовсе не обслуживаются. Эстакада плотины вся покрыта щелями различных размеров. Частично размыты подъездные пути плотины, деревянные опоры разрушаются». Тогда прямо на совещании и.о. Главы администрации Ульяновска Сергей Панчин дал указание оказать необходимую помощь в укреплении плотины.

Самое подходящее было время – сама плотина была в феврале еще скована льдом, работать все равно было невозможно. Зато господин Панчин вовремя подсуетился перед телекамерами.

Нынешнее нежелание Сергея Цывочки обсуждать состояние Ишеевской плотины, в случае прорыва которой во время половодья серьезные неприятности грозят ряду сел пригородной зоны и населению самого Ульяновска, говорит о том, что никто никакой помощи по укреплению плотины не оказывал и оказывать не собирается. По крайней мере, до тех пор пока беда не случится. Вот тогда чиновники встрепенутся, засуетятся, организуют закупки всего необходимого без всяких аукционов у «правильных» торговых компаний. Организуют авральные спасательные и восстановительные работы по авральным расценкам.

Ишеевская плотина не единственная в области, которая находится в подобном состоянии. На Кубани тоже были уверены, что плотины выдержат напор воды. Нам обязательно нужен местный «Крымск»? Будь то оползни Симбирской горы, нерасчищаемые от деревьев полосы отчуждения вдоль трасс электролиний и газопроводов, плажи или дорожная разметка? На пляжах и на дорогах одновременно редко гибнут десятки и сотни людей. Но в течение одного только года статистика пляжных и дорожных жертв легко может превысить количество жертв хоть в Крымске, хоть на «Булгарии».

Не утонут, так сгорят
В качестве осуществленной профилактической меры, которая должна предотвратить возможные ЧП, Сергей Цывочка рассказал о проверке системы звуковой пожарной сигнализации в пригородной зоне. Результаты оказались просто потрясающими – из 26 пригородных сел в пяти (Анненково, Луговое, Пригородный, Лаишевка и Протопоповка) система звукового оповещения вообще не работает! Глава администрации Ульяновска Александр Букин отдал поручение главам районов, в которых находятся эти населенные пункты, восстановить работоспособность систем до 1 августа.

Что могут успеть сделать в этом плане районные чиновники? Слава Богу, в ряде сел восстановлены храмы. Стало быть, набат, по-старинке, их колокольни обеспечат. Еще можно оповещать село о ЧП проверенным дедовским способом – колотить железкой по чугунной рельсе. На большее, как показывает практика, средства вряд ли найдутся. Это ведь не МАТФ или общегородской праздник, на которые всегда находятся бюджетные и спонсорские миллионы рублей. А ведь можно даже за спонсорские деньги создать нормальную систему оповещения в селе и повесить аншлаг о том, что она приобретена и смонтирована на деньги такого-то спонсора. Жители были бы искренне благодарны.

Впрочем, сама по себе система оповещения будет малополезной в селах, куда пожарные расчеты просто не могут вовремя добраться. Сегодня 15 населенных пунктов пригородной зоны Ульяновска находятся за пределами нормативного времени прибытия первого пожарного подразделения, который по городу определен в 10 минут. Среди них села Карлинское, Поливно, Арское, Кротовка, Отрада, Погребы, ст. Б. Ключ, пос. им. Карамзина, а также уже упоминавшиеся села без всякой сигнализации – Анненково, Луговое, Пригородный, Лаишевка. Если такое творится в пригородных селах, которые в любой момент могут утонуть или сгореть без сигнализации и помощи и которые находятся в зоне прямой видимости Ульяновска, то даже подумать страшно, что на самом деле творится в глубинке. Глава области Сергей Морозов, подводя первые итоги проверки звуковой системы оповещения населения г. Ульяновска, признал: «Все достаточно ожидаемо. Система действительно пока далека от идеала».

Сергей Иванович! О каком идеале вы говорите? Ведь эта система звукового оповещения населения, которая была современной в 60-х годах прошлого века! Сегодня может идти речь только о создании принципиально новой с использованием всех имеющихся ресурсов. Или Крымск вновь ничему не научил?

В прошедший понедельник на аппаратном совещании в правительстве области рассматривались итоги проверки звуковой сигнализации, проведенной 24 июля. Журналистов на это заседание не пригласили. Хотя результаты проверки вряд ли можно отнести к стратегическим государственным секретам. Или общая картина запущения настолько страшная, что власти просто боятся ее обнародовать? Так ведь и без заседания ясно – речь должна идти не о недостатках системы оповещения, а о ее фактическом отсутствии, о необходимости создания ее заново. Кроме того, вопросы оповещения при ЧП, касаются безопасности каждого жителя нашего региона. Стало быть, ульяновцы имеют право знать, что власти, которые неустанно подчеркивают свою прозрачность, намерены предпринять для того, чтобы минимизировать количество жертв в случае ЧП. Или, все-таки, ничего?