ОАО «ПАТП-1» и автовокзал (ОАО «Автопассервис») планируют объединить в одно предприятие. Власти рассчитывают, что это позволит решить проблему убыточности ПАТП-1 и увеличить доходы новой организации. Оппоненты идеи заявляют, что такая реорганизация может привести к коллапсу всей транспортной системы региона.
Инициатива по объединению единственного оставшегося государственного пассажирского автотранспортного предприятия Ульяновска и автовокзала была озвучена на одном из выездных совещаний в ОАО «ПАТП-1» с участием губернатора Сергея Морозова. В начале недели об этом уже как о принятом решении говорили на городском аппаратном совещании. Предполагается, что новосозданная организация будет заниматься перевозками пассажиров по городским, пригородным и междугородным маршрутам. Как считают чиновники, передача автовокзала позволит увеличить доходы нового предприятия, поскольку перевозчики смогут сделать упор на прибыльные междугородные рейсы.
Между тем руководство владеющего ульяновским автовокзалом ОАО «Автопассервис» перспектива объединения с ПАТП-1, мягко говоря, не радует. По словам генерального директора «Автопассервиса» Александра Попова, предприятие сегодня работает стабильно, приносит прибыль и объединять его с убыточным ПАТП просто нецелесообразно. ОАО «Автопассервис» объединяет автовокзалы и автостанции Ульяновской области и занимается тем, что осуществляет продажу билетов на автобусы. При этом за обслуживание пассажиров-льготников организация никаких дотации не получает. В составе объединения – автовокзал и 20 автостанций по всей области. Помимо ПАТП-1, оно работает еще с несколькими автотранспортными предприятиями в регионе и за его пределами: в Татарстане, Чувашии, Йошкар-Оле, Кирове, Самаре.
В то же время положение ОАО «ПАТП-1», несмотря на солидные бюджетные вливания, год от года лишь ухудшается. Расплачиваться за приобретенные в лизинг автобусы предприятие не в состоянии. Есть неофициальная информация, что часть закупленных в кредит автобусов ПАТП сегодня даже пытается вернуть лизинговой компании. По словам руководства предприятия, городские маршруты убыточны, потому большие автобусы выпускаются на линию только в часы пик. Не хватает и водителей, поскольку предложить высокую зарплату не позволяют выплаты по лизингу.
Участниками рынка высказываются предположения, что объединение ПАТП-1 и автовокзала не только не оптимизирует финансовое состояние автотранспортного комплекса региона, но и, напротив, приведет к развалу существующей транспортной системы. По их словам, в этом случае станет невозможно сохранить отлаженную систему, в которой действуют десятки автостанции и кассовых пунктов, работают сотни людей, осуществляются ежедневно сотни рейсов в райцентры и соседние регионы. Слишком большие средства придется направить на поддержание убыточного автотранспортного предприятия.
Рядовым же пассажирам от таких планов стоит ждать сокращения маршрутов, которые невыгодны перевозчикам, и еще более серьезного ухудшения транспортного обслуживания.
Вадим ПИЛЮКОВ