В Старомайнском районе продолжаются съёмки документального фильма «Русь: от заката до восхода» московской киногруппой. О съёмочном процессе нам рассказал художник-постановщик из Санкт-Петербурга Сергей Грудинин.

– Сергей, в фильме, который Вы создаёте, задействовано очень много реквизита: старинные мечи, берестяные короба, ковры ручной работы… Весь этот раритет позаимствовали из музея?

– Заказывать эти вещи в музее — очень дорого. Если у человека есть оружие, то он за три рубля его на съемки не даст. Когда работаем над современной картиной, то я беру их в аренду. К примеру, в классическом французском мебельном салоне. Там у Олега Демидова, художника по реквизиту, который тоже работает над кинолентой «Русь: от заката до восхода», есть связи. Мы туда приезжаем, берем что-то в аренду. С этим сложно, потому что хороших вещей становится все меньше и меньше, и дают их все неохотнее и неохотнее. А музеи берут такие деньги… Вот, недавно, в Кусково, у меня должна была проехать карета по засыпанной гравием дорожке в сто метров. Чтобы проехать туда и обратно попросили 5 000 евро.

– Так дорого?

– Ответ был такой: «Не хотите? Убирайтесь, у меня желающих много». И при этом музейщики говорят: «Мы любим культуру. Мы ее охраняем».

– Список фильмов, над которыми Вы работали, не маленький…

– Я снимал исторические киноленты и во Франции, и в Германии. Делал картины «Бьянка», «Копии царя Соломона», «Переяславская рада», «Андерсен. Жизнь без любви». Мы работали над двумя фильмами в Голливуде с большим бюджетом. Кстати, очень хорошие картины с большим бюджетом мы снимали с Эльдаром Рязановым. Помог миллиардер из Питера. Он сказал: «Я Рязанову дам столько денег, сколько он захочет». Когда к нему обратились, он говорит: «Нет, я дам только Рязанову». На самом деле это называется «открытый бюджет». Однажды в Москве, в картине Шахназарова, мы переделывали старый город под Копенгаген. К нам приехал датский атташе по культуре. Посмотрели: «Точно, старый Копенгаген». Они нам даже старые гравюры присылали, и мы их по фотографиям восстанавливали.

Я работаю и над современными картинами, если они интересные. После съемок в Ульяновской области поеду в Одессу. Там мы будем делать фильм «Цель вижу». Люблю хорошие сценарии и костюмированные картины. Один из моих первых костюмированных фильмов — «Бедная Настя», за который я получил премию «Теффи». У меня три «Теффи». Два года назад я снял картину «Буду помнить» и получил за нее 8 призов. Последний из них — «Золотой Пегас» в Италии.

Сейчас у меня доснимается хороший сериал «Проснемся вместе», в котором рассказывается о жизни офисного московского «планктона». Сценарий написала девочка, журналистка. Она работала в какой-то конторе типа «Газпром». И вот, она описала все эти любовные дела. Я читал «взахлеб». Звоню ей: «Ленка, ты гений!». Это было настолько живо написано! Она отвечает: «Так я же работала, и это все из жизни». И характер, и все остальное. А, в основном, все же «из пальца высасывают». Когда читаешь, понимаешь, что человек не знает материал. А как можно писать, не зная материал? Поэтому и такие вот фильмы. А сколько лежит хороших сериалов и полных исторических метров? Не дают денег! Почему? Вот, продюсер Бегмагбетов после того, как прославился в Голливуде, вытаскивает туда наших актеров, потому что там дают деньги. А у нас Госкино сидит и ничего не делает. Я постоянно с этим сталкиваюсь: они дают миллион и говорят: «Снимите, что-нибудь такое, чтобы весь мир вздрогнул»… Мы отвечаем: «За миллион-то не снять»… В общем, боремся.

– Получается реквизит, который будет показан в этом фильме, настоящий?

– Все – настоящее. С нами работают реконструкторы. Они очень хорошо знают материал. Я не знаток 10 века, хотя читаю и смотрю какие-то справочники. А они досконально его изучают. Поэтому на такие картины мы их и приглашаем. Они точно знают, что они надевали, что ели, как воевали. А я специалист по 19-20 веку. У меня второе образование – историческое, я его специально получил.

– А где получали художественную специальность?

– Вначале закончил детскую, художественную школу, затем поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств им. Серова. А потом меня «втащили» в кино.

– Сколько лет уже работаете в кино?

– 16 лет. Я график по образованию и раньше занимался выставочной деятельностью. У меня есть свое издательство, мы выпускаем свой журнал «Искусство Ленинграда». Я в кино, как в болото нырнул, и не вижу оттуда выхода. Это работа – сумасшедшая.

– Постоянные съемки?

– Без выходных. Постоянно – поездки. После того, как закончатся съемки в Ульяновской области, через три дня я должен быть в Одессе. Там закончу, сразу – вторая картина. Но на Новый год – дома, железно. У меня на даче все друзья собираются: «О, москаль приехал»! Здесь не бывает рутины. Эта работа – творческая. Постоянный адреналин. Почему я ушел из галереи? Ненавижу рутину, все эти чаепития… Нет! Моя жизнь – сегодня здесь, а завтра – там. Сейчас – 10 век, через неделю будет 1972 год.

ЛАРИСА ЯРДАЕВА