Александр СТЕЦЕНКО
Культтоварный магазин у перекрёстка улиц Карла Маркса и Гагарина для многих старожилов памятен покупкой первых чёрно-белых телевизоров. В годах шестидесятых прошлого столетия сей дефицитный товар в Ульяновск доставлялся ограниченными партиями. За ним, бывало, строились в живую очередь. Помню, ранним утречком мы с отцом, изрядно настоявшись на морозе, бережно затем несли домой по скользким улицам свою диковину-покупку.

У экрана «Енисея- 3» дружно собирались вечерами всей семьёй. Не пропускали «Голубые огоньки» и «Кабачок – тринадцать стульев», восхищались трюками с арены цирка, волнующей атакой хоккеистов нашей сборной, репортажем с космодрома Байконур, да шутниками КВН. Не давал скучать и академик Капица, ведущий передачи «Очевидное – невероятное». Новостные блоки задавали трудовой настрой, и мы не знали слова «зомби», «лох», «совок»… Телеящик не раздражал зрителей распущенностью разных шоуменов. И криминал из старых фильмов так не шокировал отъявленным цинизмом и жестокостью.

Сейчас, похоже, главной темой на экране нам давно навязана преступность. Сериалы с «трупаками» запускают не иначе, как поточным методом.Развлекают нас продюсеры и режиссёры ,извините, всякой телегадостью до отупения. Пародоксальное явление: на этих же каналах слушаем и смотрим мы заумные беседы по борьбе с преступностью средь молодёжи. Бороться вскоре, кажется, придётся начинать с ней чуть ли не с пелёночного возраста… Любознательные малыши во многом подражают нашим взрослым недоумкам. Как в реальной жизни, так и с телеэкрана.

Я запомнил как-то поучительную сценку, подсмотренную мною ещё в раннем детском возрасте. Две семьи из города расположились гостевать в одной деревне. Дома, где поселились, были рядышком по обе стороны просёлочной дороги. В каждой из семей по пацану, приблизительно одинакового возраста. Один под впечатлением киношного Тарзана, забравшись на сарай, покрикивал, вопил, как обезьяна, тем самым получая удовольствие. Из дома, что напротив за ним враждебно наблюдал другой подросток в образе, похоже, Робин Гуда – меткого английского стрелка из лука. Тарзаньи крики так его достали, что подвернувшийся солёный огурец, запущенный издалека через дорогу, попал «актёру» в лоб, ошеломил его. Супротивники потом сошлись в пыли дороги и валтузили друг друга до вмешательства родителей. Казалось, безобидные «Тарзан» и «Робин Гуд» – герои вымысла, легенд, а синяки и ссадины-то настоящие!

Как юнцы «усваивают» телебоевик для подражания? Согласно избирательному принципу. Ведь некоторым по душе не благодушие, не наигранная доброта каких-то персонажей положительного толка. Это, так сказать, нейтральный фон. Куда как привлекательней «авторитет», пусть криминальный, но с натурой броской, дерзкой. Запомнил и «зарисовал» на память образ этого «авторитета». Тем самым появился новый виртуальный «клон» его в реальной жизни.

Не у всех же юных зрителей такого киноширпотреба силён иммунитет от подражания. Остаётся лишь сожалеть о том, на что тратят свой талант многие способные и яркие киноактёры.

Говорят, нам много лет дурили головы идеологией марксизма-коммунизма. А чем нам дурят их сейчас? Кто навязывает «кинослепки» жизни, от которых тянет мракобесием, повадкой хищников в людском обличье? О какой культуре может идти речь, когда телевидение оплачивается не столько из бюджета, сколько от олигархов. Какую «музыку» и кто заказывает? На криминальный сериал-то можно налепить рекламы на астрономические суммы денег, что и происходит. А где прибыль — о душе молчок. Говорить не принято, коммерческая тайна!

Жители Ульяновска старшего поколения не забыли время, когда на местную телестудию почти со всех районов области приезжали самодеятельные коллективы. В деревнях у телевизоров сельчане терпеливо ждали выхода на сцену своих земляков. Их выступления воспринимались с интересом, с радостью. Но спокойно, без ажиотажа, как недавно прославляли, выступивших на Интервидении российских бабушек из захолустья. По нашим старым-то понятиям пляской этой и частушками мало кого удивишь. Потому что там, где были раньше крепкие колхозы, в сельских клубах выдавали танц-коленца будь здоров!

Потом культурный сектор в регионах сократили чуть не напрочь. Как сегодня говорят, «оптимизировали». В Америке же фермер не поёт не пляшет в сельских клубах. Он весь в делах на ранчо, думает о прибылях. Всей культурой заправляют импрессарио и шоумены. У нас ведь тоже Штаты, как пример для подражания. Потому и на экранах наших телевизоров теперь в разгуле бандитизм времён Америки двадцатых…