Всегда считалось, что инспектора ГИБДД, отслеживающие соблюдение Правил дорожного движения, предпочитают иметь дело с водителями, часто откровенно игнорируя при этом нарушения со стороны пешеходов. Во-первых, установить личность, а значит, и воздействовать на автовладельца значительно легче, во-вторых, штрафы за аналогичные нарушения для водителей кратно выше. И все же пресловутая «палочная система» приводит к тому, что свой негативный опыт общения с гаишниками получают и пешеходы.
В январе прошлого года Алексея, переходившего проезжую часть в районе дома по проспекту Ульяновскому, 5, задержал инспектор ГИБДД, обвинив в том, что он переходил дорогу в неположенном месте, недалеко от пешеходного перехода. По словам Алексея, никакие возражения и доводы о неправомерности обвинений должного действия не возымели. Сотрудника ГАИ не смутило, что на самом деле в поле видимости и вблизи переходов нет и что пешеход действовал согласно пункту 4.3 ПДД, где сказано, что «при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом», а пункт 4.5 тех же Правил дополняет: «…при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств». Чтобы «отвязаться» от назойливого инспектора, Алексей подписал постановление-квитанцию и ушел, посчитав на этом инцидент исчерпанным. Но не тут-то было. Спустя год Алексей получил от отдела судебных приставов по Заволжскому району постановление о возбуждении в отношении него исполнительного производства по факту неуплаты штрафа в размере 200 рублей. По словам Алексея, жалобы, направленные в Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Ульяновской области и областную ГИБДД, так и не были рассмотрены, несмотря на представленные им доказательства невиновности в совершении административного правонарушения.
– Судебный пристав в доверительной беседе сообщила, что в конце каждого года ГИБДД «заваливает» их неоплаченными постановлениями-квитанциями, и показала целую кипу этих документов. В УФССП, понятное дело, не вникая в суть постановлений, автоматически требуют от «нарушителя» исполнения воли инспекторов, – говорит Алексей.
Алексей продолжил доказывать свою правоту дальше.
Районная прокуратура в ответ на обращение с просьбой разобраться в деле и дать правовую оценку действиям сотрудника ГИБДД посоветовала обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обжалования и рассмотрении вопроса по существу. Что и было сделано. Однако на днях Заволжский районный суд отказал в удовлетворении прошения, оставив постановление инспектора ГАИ в силе. Круг замкнулся.
Действовать подобным образом инспекторов ГИБДД заставляет так называемый «палочный» метод оценки работы полицейского, при котором чем больше задержанных, наказанных, тем почетнее – это поощрения, премии, повышение в должности, считает Алексей.
– Засады на пешеходов устраиваются примерно по той же схеме, что и на водителей, в местах, где можно замаскироваться, – говорит Алексей. – В новом городе идеальное место для этого – проспект Ульяновский, на участке от улицы 40 лет Победы до проспекта Ленинского комсомола, где дорожные знаки «Пешеходный переход» расположены друг от друга на расстоянии не менее 300 метров и практически невидимы из-за густой растительности вдоль дороги.
То, что инспекторам ДПС, патрулирующим улицы, перед дежурством определяется план по количеству составленных протоколов на нарушителей определенных категорий, подтверждает опыт моего знакомого – водителя со стажем. Каждый раз, когда его останавливают за серьезное нарушение ПДД, он предлагает гаишнику оформить его как пешехода, не по правилам перебежавшего дорогу, и часто те соглашаются. В итоге все довольны: и гаишник, выполняющий норму по числу протоколов, и водитель, отделавшийся куда меньшим штрафом.
Впрочем, порой случаются и довольно курьезные эпизоды общения пешехода и инспекторов ГИБДД. Об одном из них «СК» писал год назад. Был праздник – День молодежи, в честь которого власти устроили массовое гулянье на площади 30-летия Победы и прилегающих улицах. Проезжая часть по улице Гончарова была перекрыта для движения автомобилей, и один из сотрудников редакции, до того переходивший дорогу исключительно по правилам, решил перебежать ее не по «зебре». Тут же как из-под земли вырос инспектор ДПС со словами «Нарушаем!». «Но движение автотранспорта ведь закрыто», – попытался было возразить «нарушитель». «Ну и что, – сказал инспектор, – пешеходный-то переход никуда не делся, и светофор работает». Пешеход был в искреннем изумлении, поскольку считал, что, по логике вещей, раз закрывается движение автотранспорта, значит, разрешается движение пешеходов. Больше того, транспорт и останавливают, чтобы он не мешал пешеходам.
Вадим Пилюков