Ответ на приглашение к диалогу
Я не собирался писать на эту тему, но информационная война, развернувшаяся в последние дни в преддверии торгов на оказание услуг по организации школьного питания в Ульяновске, поневоле заставила задуматься о многих вещах. Изучить материалы СМИ, надзорных и правоохранительных органов, покопаться в собственном богатом архиве. Проблемы ведь гораздо шире, чем даже такая тревожная сейчас сфера, как школьное питание.

Любопытно, что статью Дмитрия Штурмана о тенденциях в системе обеспечения учащихся питанием, опубликованную 28 июля в «Симбирском курьере», не перепечатали некоторые местные сайты. Видимо, тема для них недостаточно серьезная. Жаль.

Прежде они всегда были объективными и предоставляли возможность высказаться всем противоборствующим сторонам. Зато они с готовностью разместили ответ на эту статью, опубликованный в одном из следующих номеров в той же газете. В чем причина?

Нагнетаются страсти, говорят, что парочка выдающих себя за чистых предпринимателей, а на самом деле – чиновников и депутатов, решила проглотить теперь еще и муниципальные комбинаты школьного питания. Твердят, что они слишком могущественны сейчас и вхожи в высокие кабинеты. Любопытно и то, что хотя фирм этих и стоящих за ними людей в статье не назвали, видимо, дабы не дразнить гусей, те все же моментально приняли все на свой счет и приготовили ответ на публикацию в «Симбирском курьере». Не тот ли это случай, когда на воре шапка горит? С другой стороны, снимаю шляпу за то, что люди встревожились, учуяли, что пахнет жареным, и с пиаровским блеском опытнейших оппонентов бросились в атаку.

В поддержку своих материалов, размещенных в СМИ, соискатели доходов от «школьного питания» развернули по давно ими отработанной технологии электронный штурм в виде множества комментариев на сайтах. Яростно нападали на муниципальные предприятия, принадлежащие городу, обвиняли во всех смертных грехах, а попутно безудержно восхваляли свои «благодеяния».

Ориентиром для них является общество с ограниченной ответственностью, мужественно «взявшееся» за школьное питание.

Его руководство за пару дней красноречиво поведало всем возможным СМИ, какие «благодеяния» пролились на детишек, решившихся на потребление харчей этого ООО. И это замечательно, если, конечно, соответствует истине, а не представляет собой пропагандистскую пену.

Школьное питание попало под раздачу.

Кто следующий?

Один из этих проектов – взять под полный контроль школьное питание. Это сулит им большие барыши, особенно если не «мелочиться» на качестве и сроке годности продуктов, что уже успешно ими осуществляется во многих школах и на что уже жестко отреагировала прокуратура, выявившая масштабные нарушения в работе новоявленных «кулинаров».

Они могут повлечь за собой тяжелые последствия для жизни и здоровья детей. Хотя теперь, после появления интервью и статей «питательного» общества со слишком ограниченной ответственностью, стало очевидным, что его хозяевам на это наплевать. По их предыдущим делам всем ясно, что они будут красноречиво обещать золотые горы, кисельные берега и богатырское питание. Но стоит объективно взглянуть на их сомнительные «достижения», как специально замутненные прожекты становятся прозрачными, словно обезжиренный бульон в школьной столовой, с негодным (как выяснила прокуратура) мясом.

Делается все возможное, чтобы до поры до времени никто не успел им помешать. И тогда впоследствии руководству города и региона останется только одно – гневно вопрошать в присутствии СМИ и непосредственных «творцов» этого беспредела, как же такое могло произойти. Вопрошать, напрочь забывая, что рядом стоят или сидят те самые в одном лице чиновники, депутаты, бизнесмены, те самые, заварившие ради огромных барышей весь сыр-бор.

Заклинания о малом бизнесе. Кто хозяин?

Странно, что лейтмотивом статей и интервью руководителя «альтернативной» общепитовской фирмы являются обвинения в препятствиях частному бизнесу навести «отчетливый порядок» в сфере школьного питания. Как заклинания звучат в этих комментариях славословия предпринимательству. Все это мы слышали много раз – о том, что бизнес наведет порядок, что рынок все расставит по своим местам, что государство не должно вмешиваться в экономику, что частный сектор гораздо эффективнее государственного и муниципального. В идеале, теоретически – да. В странах с нормальным капитализмом и рынком, наверное, это так. Хотя и в Штатах, и в Англии, во Франции, Германии, я уж не говорю о Швеции, Финляндии и Норвегии, существует и очень многое контролирует мощный государственный и муниципальный сектор. Но у нас-то, простите, рынок пока дикий и капитализм ненастоящий. Поэтому оголтелые вопли отрабатывающих свою чечевичную похлебку в защиту своих хозяев означают только одно – убирайтесь, не мешайте нашим боссам грести деньги на всем, что еще шевелится, в том числе и на детях, пусть жрут, что им дают, авось не подохнут, а за это мы им лекции почитаем о здоровом питании и на спортивное шоу пригласим.

Зачем так судорожно наводить тень на плетень и кричать о горестной судьбе вашего «малого» бизнеса? Ульяновск – специфический город, и все здесь уже знают о намерении двух больших людей взять под контроль и поделить между собой всю систему школьного питания. Вот только к бизнесу, особенно малому, они имеют гораздо меньшее отношение, чем к политике и государственной кормушке.

Сопоставим с реальностью

Меня заинтересовали также обвинения, прозвучавшие с их стороны в адрес муниципальных предприятий, организующих и обеспечивающих школьное питание, а также соответствуют ли действительности достижения частного ООО, которые так мощно рекламируются. Я даже составил специальную таблицу, куда занес все данные. Как человек еще относительно молодой, я, понятное дело, симпатизирую молодежи. Поэтому тщательно искал следы свершений этой малой фирмы, а также справедливы ли обвинения, выдвинутые в комментариях на сайтах.

Давайте сопоставим все с реальной действительностью. Борцы за детское питание обвиняют муниципальные предприятия в том, что те не вкладывают деньги в ремонт пищеблоков, и спрашивают, куда девается прибыль.

Ведь в отличие от нахваливаемого ими альтернативного ООО, которое еще ни разу за все годы не заплатило ни рубля налогов, муниципальные предприятия постоянно перечисляют серьезные средства в бюджет. Ежу понятно, что, если они проиграют торги и обеспечение школьным питанием уже полностью отойдет от муниципалов к так называемым «частникам», город потеряет эти налоги. Вместе со значительным количеством рабочих мест сократится в очередной раз, и весьма значительно, налогооблагаемая база. Которая и так начала сжиматься, как шагреневая кожа, изза натиска пресловутого благодетеля – частного бизнеса. Против которого я лично ничего не имею, но факты – упрямая вещь.

Все деньги муниципальных предприятий питают бюджет, и уже оттуда должны направляться средства на модернизацию и развитие системы школьного питания. Ведь все оборудование пищеблоков находится на балансе учебных заведений, и решение вопросов финансирования – в полном ведении структур образования. Которые, кстати, в 2007 году «проворонили» уже подготовленные документы. Так была утрачена возможность кардинальной модернизации школьного питания благодаря финансированию по федеральной программе. Другие регионы это сделали и в ус не дуют. Надо ли говорить, что к провалу, уж не знаю по каким причинам, приложили руку люди, близкие к тем, кто сейчас решил взять под контроль этот общепит. В свою очередь, руководство ООО твердит, что в случае победы на торгах в августе вложит 10 миллионов рублей в модернизацию школьного питания. Кто рискнет дать им кредит? Опять ложь и передергивание фактов, на мой взгляд. Никаких «своих денег» у этой фирмы нет. Где она может взять 10 миллионов? У нее нет даже имущества, под залог которого можно взять кредит. Она получила грант в 300000 рублей («на развитие предпринимательства») от областного правительства, то есть те же «бюджетные деньги». Муниципальные же комбинаты школьного питания оперируют только заработанными деньгами и при этом еще и платят налоги в бюджет. Во всех интервью руководство альтернативной фирмы заявляет, что оно уже создало овощной цех. Как выяснилось, овощной цех в одной из заволжских школ, благодаря ее директору, существовал задолго до того, как в школьное питание внедрилась эта публика. И не стыдно так вдохновенно врать?

По поводу лекций о здоровом питании, обучения персонала, параллельно изгнания профессионалов – поваров и технологов – и набора вместо них официанток, продавщиц и других, не имеющих отношения к кулинарии, девушек, можно говорить долго. Это неплохая дымовая завеса для скрытого снижения качества продуктов, нарушения срока годности, уменьшения веса, замены натуральных компонентов искусственными. Но ведь соловья баснями не кормят. И сколько ни говори «халва», сколько ни читай лекций и ни организуй тренировок, во рту слаще не станет. Да, согласен с теми, кто винит сейчас муниципальные предприятия школьного питания в том, что они, в отличие от своих оппонентов, не уделяли должного внимания пропаганде своей деятельности. Но, с другой стороны, им ведь некогда было самопиаром заниматься, работы много, детей надо кормить вкусно и качественно. А делали они в направлении улучшения организации школьного питания и пропаганды здорового образа жизни много, и не для показухи.

С осени 2011 года, совместно с Управлением образования мэрии Ульяновска и руководителями муниципальных общеобразовательных учреждений, ульяновские комбинаты школьного питания (КШП) реализуют программу превращения школьных столовых в «Центры здорового питания». Комбинаты активно участвуют в формировании и пропаганде культуры питания. Специалисты муниципальных предприятий выступают на родительских собраниях, классных часах, проводят тематические мероприятия, «круглые столы» по здоровому питанию с участием родительских комитетов, педагогических коллективов, учащихся школ, организуют конкурсы среди учащихся с выдачей денежных призов. Члены родительских комитетов на регулярной основе участвуют в контроле качества приготовленной пищи. С целью популяризации здорового питания и налаживания обратной связи с родителями комбинаты создали интернет-сайты.

Муниципальные предприятия школьного питания регулярно принимают участие в районных и городских мероприятиях с организацией выставок-продаж своих школьных изделий населению, которое, собственно, и состоит из родителей учащихся. Это дает дополнительную возможность попробовать и оценить качество школьной пищи. Кроме того, пищеблоки школьных столовых работают как единое целое с «кабинетами здоровья» школ для решения совместных проблем по оздоравливанию детей. Вроде неплохо, все по делу.

Заметил я и утверждение руководства ООО, что они без проблем развернут питание людей в случае чрезвычайной ситуации. Интересно, какое оборудование они «развернут», если у них его нет? Есть только срисованные с интернета плакаты «о здоровом питании». У КШП же есть на балансе и поддерживается в состоянии готовности все необходимое, включая запасы продуктов, посуды и прочего имущества, в соответствии с нормативами гражданской обороны.

Правда, оппонентами КШП выдвинута неплохая «альтернативная» идея насчет «шведских столов». Но и тут они опоздали. В школьных столовых муниципальными предприятиями организованы «шведские столы» еще в сентябре 2011 года. Что же касается предлагаемого «альтернативщиками» заказа школьниками блюд через Internet, то это чистой воды авантюра, причем вредная (мало ли что назаказывает школьник). Ассортимент блюд в цикличном меню КШП формируется на основе научно обоснованных норм специалистами – технологами питания и медработниками, которые ведут накопительную ведомость суточного рациона по всем продуктам.

Что касается внедрения безналичных методов оплаты школьного питания, то это общероссийский тренд. Муниципальные КШП тоже готовятся внедрить электронные карты, по которым школьник может оплачивать питание, но не доморощенные, кустарные, а унифицированные, прошедшие апробацию в других регионах.

О чем уже проведены предварительные переговоры со специализированной организацией.

Ложь против реальной работы: к чему это приведет?

И вот так по каждому пункту обвинений. С одной стороны, на мой взгляд, сплошная ложь или, если сказать мягче, попытки выдать желаемое за действительное. С другой – реальная работа и реальные достижения муниципальных предприятий школьного питания. Что касается большей эффективности частного бизнеса, то опыт, в том числе горький ульяновский, уже не раз, к сожалению, убедительно доказывал, что здесь не все так просто. И теории, которые нам так красиво преподносят, не всегда совпадают с реальностью.

Монополизм вреден всегда. И если систему школьного питания захватят с помощью торгов или иным способом наши заботливые госчиновники вкупе со своими партнерами – депутатамипартбоссами, то они, как всегда, забудут о сладких обещаниях, а для детишек и их родителей наступит иная реальность, менее калорийная, зато насыщенная рекламой и пиаром вместо витаминов, а в перспективе – хроническими заболеваниями из-за некачественного питания. В других регионах таких примеров уже немало, вплоть до отравлений. И там принимаются меры. Задумываются и в муниципалитетах нашей области. Да и кошельки родителей школьников после монополизации отрасли частным бизнесом станут значительно легче. Это тоже аксиома, не требующая доказательств даже для одного из тех политиков, кто сейчас хочет «прихватизировать» школьное питание. Что до меня, то я никогда бы не доверил питание моего ребенка частному бизнесу. Знаем мы его.

Что скажет власть?

Остается лишь надежда, что спохватится власть и примет меры. Это лучше, чем шумные действия, предпринятые родителями, и очередная всероссийская и международная огласка очередных шокирующих новостей из Ульяновска. Их было немало. Вспомним хотя бы забастовки и голодовки учителей, хотя вспоминать и не хочется.

Сергей СЕРЕБРОВ