Когда в Ульяновской области говорят об Отечественной войне 1812 года, то вспоминают, как правило, Дениса Давыдова. Но краеведы помнят о еще одной замечательной личности. Потомственный дворянин, гвардии штабс-капитан, участник Отечественной войны 1812 года Петр Иванович Юрлов участвовал в Бородинской битве и был награжден шпагой – золотым оружием «За храбрость». 11 августа – день памяти Юрлова.
Петр Иванович родился 29 октября 1793 года, умер 11 августа 1869 года. Член дворянской семьи, включенной в боярские списки XVIII века, он состоял на военной службе с 16 лет. 200 лет назад, в августе, он, 19-летний юноша, участвовал в жесточайшем Смоленском сражении и битве под Бородино. После победы России в войне с французами Юрлов отправился в заграничный поход – шел через Польшу, штурмовал Реймс. За отличие при штурме Монмартра в Париже был награжден одной из почетнейших наград – орденом Владимира IV степени с бантом из орденской ленты. С войны он вернулся с еще одним орденом – Анны IV степени. «Золотая» шпага хранится в Ульяновском областном краеведческом музее.
13 июня 1816 года Петр Иванович уволился из армии и некоторое время жил в родовом имении Юрловых в Чертановке Сенгилеевского уезда Симбирской губернии.
Предполагается, что он прожил там до начала 1818 года, когда после смерти отца, Ивана Петровича, и по желанию своей матери, Анастасии Алексеевны, он получил свою долю имущества – 100 душ с землей при сельце Спешневке. В 1826 году Юрлова избрали сенгилеевским уездным предводителем дворянства, в этой должности он служил до 1832 года, а в 1841 году стал губернским предводителем. За прилежное исполнение обязанно-стей Петр Иванович получил именное Высочайшее благоволение. О семье Юрловых многое известно благодаря уроженцу села Чертановка, ныне живущему в Ульяновске учителю Константину Ивановичу Новенькову и краеведу Сергею Львовичу Сытину.
Петр Иванович был не только отважным воином и образцовым служащим. В голодный год он из собственных запасов безвозмездно кормил 900 своих крестьян, а для прокорма крестьянского скота роздал запасы сена и соломы жителям и Спешневки, и соседних деревень и сел. Все Юрловы были любителями искусства, высоконравственными людьми. Мать Петра Ивановича в 1835 году построила в Чертановке большой и богатый каменный храм во имя Казанской иконы Божией матери с приделом в честь Святителя и Чудотворца Николая.
Сам Петр Иванович входил в комитет по созданию памятника Карамзину, а в сентябре 1833 года был в числе немногих избранных на обеде в честь посетившего Симбирск Пушкина в доме Языковых (ныне Литературный музей «Дом Языковых». – Ред.) и в доме своего брата Апполона на углу улицы Покровской и Анненковского переулка (ныне улица Льва Толстого, 73, здание Симбирской епархии. Ред.). Братья Юрловы были в близких отношениях с Александром Ивановичем Тургеневым и братьями Языковыми. Получив в распоряжение Спешневку, Юрлов продолжал коллекционировать художественные произведения и предметы старины. Некоторые вещи хранились в семье издавна: пищаль Богдана Матвеевича Хитрово, кольчуга великого князя Симеона Рязанского, ларец времен Екатерины Великой, стол-бюро Павла I, старинный образ Казанской Богоматери, подаренный Петром Великим, масонские мечи. Он лично составил опись коллекции, насчитывающей до восьми тысяч предметов: множество живописных полотен, графических листов, скульптур, археологических ценностей, а также иконы, часы, мебель, фарфор, серебро, бронза. В симбирском обществе собрание Юрлова было всем известной художественной достопримечательностью города.
В Симбирске Петр Иванович имел двухэтажный каменный дом с двумя флигелями на углу Набережной Свияги и Малой Конной, который он продал в 1839 году, и усадьбу на углу улиц Большой Саратовской и Спасской. После пожара 1864 года Юрлов обосновался в усадьбе Светухиной в доме с мезонином. Сюда же он перевез и свою коллекцию, которая в качестве приданого досталась его дочери Елизавете. После революции 1917 года многие ценности были разворованы и уничтожены, большая часть уцелевших предметов искусства хранится в Художественном музее.
Жена Петра Ивановича – Елизавета Егоровна (1807-1830 годы) умерла молодой, в расцвете красоты. Елизаветой восхищался танцевавший с ней император Александр I, приезжавший в Симбирск в 1824 году. Существует предание, что в семье Юрловых долго хранилось четверостишие Николая Михайловича Языкова, написанное на смерть Елизаветы Егоровны и не вошедшее ни в одно из собраний его сочинений. На Покровском кладбище сохранилась ее могила с надписью на памятнике: «Господи! На Тя уповая, почию здесь до дня Воскресения». Рядом похоронен и ее супруг, Петр Иванович.
Информация об этих захоронениях содержится в книге Алексия Скалы «Симбирский Покровский некрополь». Осенью 2012 года в честь 200-летия победы России в Отечественной войны 1812 года и в память о нашем земляке, герое войны, на доме №71 по улице Льва Толстого будет установлена мемориальная доска.
Анна Школьная