Сосновые посадки вдоль левого берега Волги активно высыхают. Бедствие стало заметно ещё в прошлом году, а в нынешнем приняло характер настоящей экологической катастрофы. Наконец-то, пусть и с опозданием, жители области забили тревогу. В контролирующие органы поступили жалобы от участников садового товарищества «Юрманки». Вокруг СНТ посадки оказались поражены сосновым пилильщиком. Вместо зеленого соснового леса на берегу залива можно наблюдать весьма жалкое зрелище – сухие голые стволы…

Первые признаки серьёзного поражения сосновых посадок по берегу Волги были заметны ещё в прошлом году – значительно увеличилось количество больных и сухих деревьев. После минувшей зимы стал ясен и весь масштаб бедствия.

В мае месяце мы побывали в прибрежной сосновой посадке около села Крестовые Городища. От самого села до начала Тургеневского залива больше половины сосен в посадках оказались мертвыми. На многих видны следы поражения короедом. Мы не придали этому большого значения, списав гибель леса на случайность и аномальную погоду 2010 года. Хотелось надеяться, что это единичный случай.

Но это оказалось не так. Такая же ситуация оказалась и в посадке на подъездах к Красному Яру, и в лесополосе между Андреевкой и Тургеневскими островами – везде, где есть прибрежные сосновые посадки, которые высаживались после наполнения Куйбышевского водохранилища.

Теперь тревогу забили садоводы, увидев на соснах миллионы «ползучих тварей», как выразился один из юрманских дачников. «Твари» оказались рыжими сосновыми пилильщиками, и весьма быстро поразили весь лес вокруг Юрманок. Где-то их больше, где-то меньше, но очаг заражения охватил все прибрежные посадки. Дачники испугались остаться без леса.

Сегодня на место заражения выезжали представители Министерства экологии области и Госэкоконтроля, которые зафиксировали факт поражения деревьев.

По словам Льва Павлова, и.о. министра экологии области, лес поражен очагами. Причина поражения – ослабление леса под действием антропогенных факторов, а также из-за последствий засухи 2010 года. И.о. министра подчеркнул, что нигде больше в области «нападок пилильщика нет».

Павлов особо отметил, что бороться с пилильщиком непросто, так как из-за близости садовых участков и наличия водоохранной зоны применение химических препаратов ограничено. Тем не менее, бороться с опасным вредителем будут скорее всего именно с помощью химии, подобрав оптимальный состав, который не будет представлять опасности для людей и воды. Другие варианты решения проблемы – «ждать, когда само пройдет» или сплошная вырубка леса.

По словам дачников, с момента передачи в 2010 году посадок с баланса колхоза «Зенит» министерству никаких мер по защите леса не проводилось. Что делать сейчас садоводы попросту не знают. В приватной беседе они выразили сомнение, что в борьбе за лес им поможет министерство. «Они и сами связаны по рукам и ногам, денег на борьбу у них нет».

Дачники готовы сами заниматься лесом. Председатель СНТ «Юрманки» выразил их позицию в словах «передайте нам лес и расскажите как его защищать, мы будем всё делать сами». Но лес дачникам, естественно, никто отдавать не спешит. Без этого же они не могут даже вырубать сухостой, т.е., по сути, проводить санитарные рубки. За каждое вырубленное дерево грозит штраф.

Увы, но сухостоем полны и другие прибрежные посадки. Санитарных рубок в них практически не проводится. По мнению специалистов, это один из главных факторов быстрого распространения между деревьями инфекций и паразитов – тех же пилильщика и короеда.

Аналогичная ситуация и с посадками на полях. Большинство из них – березовые. После 2010 года огромное количество деревьев погибло и гниет на корню. Их готовы вырубать местные жители на дрова, но это противозаконно несмотря на то, что львиная часть посадок вообще не состоит на балансе какой-либо организации.

Ситуация выглядит тупиковой. Мы вполне можем в ближайшее время потерять остатки прибрежных левобережных лесов, но никаких действенных шагов по исправлению ситуации не делается – обработки лесов не ведется, санитарные рубки в должном объеме не проводятся, судя по общей картине нет нормального спроса и с арендаторов… Про лесовосстановление на этих участках вообще лучше промолчать… Лес попросту пропадает.

С этим мнением полностью согласна и Нина Благовещенская, председатель региональной экологической палаты:

– Состояние лесов ужасное. 1,5 последних месяца я провела в лесах с аспирантами. Тема диссертации была – «коренные леса». Так вот – лесов мы не нашли. Например, вокруг Белого озера были сосняки-лишайники, сосняки-черничники. Искали – не нашли, всё вырубили на корню, причем в водоохранной зоне.

Тем больше контраст при въезде в другие области. Например, в Пензенской области, буквально около границы с нашей, не леса – просто загляденье! Ухоженные вырубки, аккуратные посадки, участки сохраненных коренных лесов. У нас же лесов вообще нет – один дороги на вырубки.