Николай РОМАНОВ
Алла Яковлевна и Юрий Иванович Фешины. Чудная чета. Адрес: поселок Колхозный Чердаклинского района. Под общий кров, под общую крышу их свели дороги жизни.
Две судьбы
Был в наших краях совхоз им. Сакко и Ванцетти. Вот родители Юры Фешина и приехали из Мелекесса поработать на этой земле. Надо сказать, что земля эта в нашей области считается самой плодородной, и работают на ней люди, подстать ее силе. Сегодня здесь учебное хозяйство Ульяновской сельхозакадемии. На трех отделениях упомянутого совхоза настоящие радетели земли разбили три сада. Яблони, яблони, яблони! В степи – и такая красота!
А на юге России есть городок Славянск-на-Кубани. В нем совхоз «Сад-Гигант», а там – техникум по садоводческим делам. Вот его-то и закончила Алла Яковлевна. И направили ее работать в совхоз им. Сакко и Ванцетти. Приехали они три подруги. Директор посмотрел на них и сказал: «Распределять будем по росту. Маленькая останется на первом отделении, средняя пойдет на второе, а самая высокая – на третье».
Тем временем Юрий Фешин служил последние дни в армии. И здесь, на втором отделении, его поджидало дело, им же незавершенное, перед уходом на службу. В тридцати километрах, под селом Архангельское, в усадьбе Липовая Грива стоял хороший барский особняк. Его-то и решили перетащить на второе отделение совхоза, под клуб. Тридцать километров пути на лошадях. Юра впереди всех, дело-то созидательное! Но забрали в армию, и это дело приостановилось. Появилась в поселке молодой агроном Алла. Ухажеров сразу целый косяк, а бригадир ей говорит, что, мол, ты не торопись, скоро придет из армии такой парнище, что сходу влюбишься. А клуб Юрий Фешин с сельскими ребятами достроил.
Сейчас у Юрия Ивановича стоит во дворе агрегат, который он собрал из брошенных железок, чтобы им по весне обрабатывать десять соток приусадебной земли. Возраст уже солидный. Алла Яковлевна хоть чуть-чуть и помоложе, а ноги-то тоже не слушаются. Вот и изобрел хозяин себе помощника. Конечно, у нас в России самородков много, но Юрий Иванович к этой технике имеет прямую тягу – у него за плечами Ульяновский автомеханический техникум.
Обосновались Фешины в Чердаклах, Юрий Иванович возглавил райком профсоюза сельского хозяйства. Надо признать, что тогда на селе ни о каких профсоюзах и не знали. Да и вообще «профсоюзы – школа коммунизма» – это была сущая химера для села. Но Фешин, как говорится, пошел с открытым забралом на защиту крестьянских интересов. Его имя, его дело обрели реальную силу.
Трудный путь
Есть в Чердаклинском районе село Красный Яр. Это была центральная усадьба колхоза «Победа». Хозяйство было одним из лучших в области. Уходит из жизни его очень опытный руководитель. Кого ставить взамен? Мысль проста: такое хозяйство нельзя отдавать в слабые руки. Предлагают эту должность Юрию Фешину. От поселка Колхозный до села Красный Яр всего ничего, каких-то пять километров. Но дорога туда была, не приведи Господи. Автомашины таскали за тракторами на тросах, и выбивали такую глубокую колею, что по ней даже в сухую погоду на «УАЗе» трудно было проехать. А на собрание Юрий Иванович добирался в самую слякоть.
В клубе яблоку негде было упасть. Многие Фешина знали в лицо, пришли послушать, что он скажет крестьянам. Манны небесной он не обещал, но сказал просто и доходчиво: «Давайте до Красного Яра сделаем хорошую дорогу, а в поселке Колхозном построим школу-десятилетку». Его предложения были восприняты с одобрением. На самом деле, от разбитой дороги все устали порядком, а из поселка в восьмой класс ребята ходили учиться на Верхнюю Террасу. Юрий Иванович взялся за дело, закатав рукава. И дорогу обустроили, и школу поставили. И все на свои доходы и сбережения. Сегодня он говорит, что ему никаких почестей за это не надо, просто хотелось бы видеть скромный плакат, что дорогу сотворил колхоз, и школу построил он же.
Мудрая простота
Я любил наведываться к Юрию Ивановичу. Заглянем в поле, где бригадирствовал молодой и крепкий парень – Коля Додонов. Побываем на животноводческом комплексе, поговорим с мастером машинного доения коров Лидией Долгуновой. И везде увидишь что-то новое. На молочном комплексе, например, внедрили с помощью доктора сельскохозяйственных наук А.Г. Зусмановского поточно-цеховую организацию труда, которая стала большим подспорьем.
Мне нравилась житейская мудрость руководителя. Сидим в дирекции, говорим о чем-то за чашкой чая. Заходит мужчина средних лет, говорит, что он механизатор широкого профиля, хотел бы поработать. Юрий Иванович внимательно смотрит на посетителя, видит, что тот под хмельком, и спокойно дает ему совет: в таком состоянии на работу не устраиваются. Простая наука, но думаю, что тому человеку она запомнилась.
Первый секретарь обкома партии Геннадий Колбин, присланный к нам вытравить «зеленого змия», как-то собрался в поездку по районам. Помощники подсказывают ему заглянуть к Фешину. Хозяйство крепкое, урожаи под сорок центнеров, молока получают по пять тысяч. «Нет, – говорит Геннадий Васильевич, – к Фешину не поедем. Тихим сапом, но везде и во всем гнет свою линию. Когда-то у него гостил артист Андреев. Подружились. Вот у артиста, видать, и набрался упрямства, а тот, я знаю, за словом в карман не полезет».
Юрий Иванович в любой обстановке оставался самим собой, хотя порой и трудновато было, но чиновникам с верхотуры это всегда было не понутру. Борис Андреев, конечно, был тут ни при чем. Фешина часто приглашали в обком, когда речь шла о сельских делах. Однажды Колбин выдвинул идею: обкосить все проулки, овраги, глядишь, кормовая база станет весомей. Надеясь на поддержку со стороны Фешина, Колбин обращается к нему: «Так ведь, Юрий Иванович?». На что он прямо ответил: «Выкосить всю крапиву по деревням, думаю, будет неплохо. Почище, посветлее станет на сельских улицах. Но этим фермам не поможешь. Корма надо выращивать в поле». Ответ этот не понравился Колбину. Именно здесь была собака зарыта.
Актер в глубинке
Кто-то из режиссеров задумал поставить фильм с участием Б. Андреева, в котором ему отводилась роль то ли председателя колхоза, то ли директора совхоза. Вот и решил Борис Федорович пожить в деревне, рядом с теми, кто от зари до зари трудится в поле. Как волгарю, а родом он из Саратова, посоветовали ему совхоз «Красноярский».
До полевого стана Андреев и Фешин идут пешком. За один стол садятся с механизаторами обедать. Серьезный разговор перемежается шуткой. Актер в этом жанре был неподражаем. Возвращаются домой. Фешин предлагает Андрееву опрокинуть рюмочку. «Не буду, – зычным, густым басом отвечает артист, а потом начинает хохотать-грохотать: – Да вы, Юра, всем селом не выпили столько, сколько я выпил за свою жизнь».
Борис Федорович уважал правду-матку. Станислав Говорухин в книге вспоминает: «Был у него в молодости закадычный друг – Петр Алейников. Буйная была молодость, что и говорить. Оба до одури были любимы народом, сумасшедшие поклонники сделали и свое черное дело – со всех сторон тянулись к любимцам рюмки с водкой. Выпивали, что греха таить. Иной раз крепко, по-русски». И в той же книге тот же С. Говорухин рассказывает нам потрясающую историю. «Когда Петр Алейников умер, Андреев совершил поступок – в чисто Андреевском духе – который на нас, студентов ВГИКа, произвел большое впечатление. Потом, когда познакомились, я спросил его – оказалось, правда. Алейников безусловно наипопулярнейший артист тридцатых-пятидесятых годов, как ни странно, не имел ни почетного звания, ни иных регалий. По бюрократическому, неизвестно каким мерзавцем выдуманному статусу он должен был быть похоронен на непрестижном московском кладбище. И вот когда Андреев позвонил в самые «верха», не помню уж куда, и спросил: «Меня, когда помру, вы по какому разряду будете хоронить?». «Ну, что вы, Борис Федорович, что за мысли…». «Да знаю я, знаю, что у вас и на это разряды есть. Так по какому?». «По-первому, конечно», – усмехнулись на другом конце провода. «Это где ж?». «На Новодевичьем». «Отдайте мое место Петьке Алейникову». И Петра Мартыновича похоронили на Новодевичьем кладбище.
Еще один эпизод, связанный с Борисом Андреевым. Молодая женщина пришла жаловаться к Фешину на своего мужа-забулдыгу. Андреев говорит ей басовито: «Веди сюда своего мужика, мы с ним тут поговорим по душам». Мужик послушался, пришел. Андреев ему: «Узнаешь?». «Да как же, вы с Бернесом снимались в кино «Два бойца». «Так вот, браток, – ласково говорит ему Борис Федорович, – поговорка есть такая: муж да жена – одна сатана. А ты не пьянствуй, не сатаней, и в доме твоем не будет никакой сатаны». Похлопал парня увесистой рукой по плечу: «Иди к жене, живите дружно. Самое худое дело – по своей доброй воле пускать о себе дурную славу по селу». Юрий Иванович говорит, что задуманный фильм с Андреевым на сельскую тему, видимо, не состоялся. То ли актеру сценарий не понравился, то ли он приболел, но его в селе до сих пор помнят. Идут они в дирекцию, актер грохочет, анекдоты рассказывает, а бабы за углом шепчутся: «Вроде бы, артист Андреев… Да не вроде, а точно! Ну, этот Фешин обязательно что-нибудь придумает».
Не случайной была встреча Фешина с Андреевым. Это те же дороги. Юрий Иванович подчеркивает, что ему везло в жизни на интересных людей. Потому что он сам искал пути-дороги к их сердцам и душам. И это куда важней, чем проложить асфальт на пяти километрах. Проложил и катайся десятки лет. А дорога к человеку прокладывается ежедневно и всю жизнь. Люди, к которым он шел постоянно, и сегодня живут рядом с ним на одной улице. Собственно, к такому общению они стремись вместе и всегда с Аллой Яковлевной.