Став участником ДТП, вы можете лишиться водительских прав, даже если не виновны.

Владимир, бывший ульяновец, перебравшийся жить в Самару, прошлой зимой приехал на своем «уазике» в родной город навестить родственников. Через несколько дней вернувшись домой, он получил заказное письмо из Ульяновского УГИБДД, в котором Владимиру предписывалось явиться в областную ГАИ в назначенное время. Позвонив по указанному телефону, водитель узнал, что ему грозит лишение прав за оставление места ДТП. Тем же самым уже на месте Владимиру пригрозил дознаватель. Оказалось, что некий водитель белой «Тойоты» в своем заявлении обвиняет Владимира в совершении ДТП, которое произошло 3 февраля у заволжского авторынка. Владимир вспомнил, что в тот день действительно заезжал на рынок, но никакого ДТП не совершал. У иномарки оказалось слегка повреждено правое переднее крыло, на стареньком «УАЗе» было несколько изъянов, но, по словам владельца, ни одно из них не соотносилось с царапинами на «Тойоте». Тем не менее хозяин «УАЗа» постарался найти с владельцем иномарки компромисс, предложив оплатить ремонт крыла, но тот был непреклонен. Итог – решение суда лишить Владимира права управления транспортным средством на полтора года за оставление места ДТП.

Впрочем, сегодня лишиться прав можно и попав в ДТП, в котором ты являешься пострадавшим. Известны случаи, когда владельцы попавших в аварию машин не выдерживали многочасового ожидания и уезжали с места аварии. Дело в том, что никаких единых нормативов, регламентирующих срок прибытия инспекторов ДПС на место ДТП, нет. Негласно в первую очередь гаишники приезжают к местам аварий с погибшими и пострадавшими людьми, а также если столкнувшиеся автомобили препятствуют движению другого транспорта. Если же, к примеру, двое водителей не смогли разъехаться на стоянке или же во дворе дома, экипажа ДПС можно ждать весь день. При этом каждый из участников не должен отлучаться даже на время. Многие не выдерживают и тогда договариваются между собой, а когда это невозможно, просто уезжают, рискуя оказаться виновными в оставлении места ДТП. За такое нарушение грозит лишение права управления автомобилем на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток.

В особом накладе остаются водители, которых угораздило попасть в аварию на трамвайной линии. В прошлом году Алексей, проезжая перекресток улиц Минаева и 12 Сентября на своем «Шевроле», столкнулся с «Волгой». Автомобили остановились прямо на путях и стояли так 40 минут, пока не прибыл экипаж ДПС. Каково же было удивление Алексея (его признали виновником ДТП), когда спустя полгода, уже отремонтировав свою машину за свой счет, он получил письменное требование оплатить потери МУП «Ульяновскэлектротранс» за простой трамваев в сумме шести тысяч рублей. В противном случае предприятие грозило обратиться в суд. А если бы сотрудники ГИБДД приехали вовремя, простой был бы не столь длительным, получается, Алексей заплатил за нерасторопность гаишников.

В самой ГИБДД в подобных случаях рекомендуют водителям оформлять ДТП самостоятельно. Правда, тут же оговариваются, что европротокол (так называется эта процедура) действует в ограниченных случаях.

– Если в аварии – два участника, у каждого водителя есть полис ОСАГО, вред причинен только имуществу, но не здоровью, у участников нет разногласий относительно обстоятельств аварии, а ущерб не превышает 25 тысяч рублей, то, составив самостоятельно схему ДТП, подписав ее в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ, вы должны подъехать на ближайший пост ДПС, где сотрудники ГИБДД вынесут заключение по факту ДТП, – объяснили в отделе пропаганды Ульяновского УГИБДД.

Однако такой способ оформления ДТП, несмотря на то, что действует с 1 марта 2009 года, не пользуется популярностью у водителей. Тому – несколько причин. Во-первых, потерпевший, оформивший документы по ДТП без вызова сотрудников полиции, не может предъявлять дополнительные требования по возмещению вреда свыше 25 тысяч рублей, даже если он превысит эту сумму. Зачастую на месте на глаз невозможно объективно оценить характер повреждений, к тому же возможны скрытые дефекты. Вовторых, правильно составить схему ДТП и все оформить весьма непросто. Учитывая то, с каким скрипом страховые компании делают выплаты, мало кто решается рисковать еще и на этом.

В итоге сегодня, по данным Коллегии правовой защиты автовладельцев, европротоколом пользуется не более пяти процентов российских водителей. Помимо всего, есть опасность, что вас привлекут к ответственности по статье 12.27 за незаконное оставление места ДТП. Бывает, люди оформляют повреждения, один из них берет вину на себя, и разъезжаются, а потом выясняется, что нужно было подъехать на пост. Вот и получается, что «европейский подход» у нас может обернуться лишением прав на полтора года.

Вадим Пилюков