В регионе готовятся ко второму Международному культурному форуму.

Инициаторы мероприятия и авторы проекта «Ульяновск – культурная столица» называют форум «культурным Давосом» и делают ставку на уникальность тем, поднимаемых участниками конгресса, — например, участие бизнеса в развитии культуры и наоборот. В рамках форума этому вопросу посвятят несколько конференций, среди которых бизнес-урок «Бизнес — власть — культура: сотрудничество для изменения городов и развития территорий» с участием европейских гостей, круглый стол «Культура и образование — производительные силы экономики государства», дискуссии «Культурные индустрии: государственная поддержка и частные инициативы», «Художественное образование: почему творческий человек успешнее и конкурентоспособнее?» и другие. Как известно, областные власти воспринимают культуру как ресурс модернизации всех отраслей экономики, стремятся продвигать эту идею и в рамках участия в проекте «Культурные столицы Европы».

До недавнего времени эксперты называли главным конкурентом Ульяновска в борьбе за звание культурной столицы Европы город Пермь. Здесь за последние годы открылся Музей современного искусства PERMM, появилось много новых архитектурных сооружений. Особое внимание уделялось развитию современного искусства, не всегда однозначно, при этом, воспринимаемого населением. Самой широкообсуждаемой, например, является пермская деревянная буква «П» — сооружение в 12 метроввысотой, которое обошлась местному бюджету в 9 миллионов рублей. Сюда же можно отнести монумент, представляющий собой надкушенное яблоко, высотой 3 метра, «Сад камней», «Скарабей», и другие арт-объекты. Тем не менее культурная жизнь Перми до недавнего времени была насыщена множеством новых фестивалей, выставок и других событий, появлением пешеходной улицы — общей целью программы Музея современного искусства PERMM, которым руководит Марат Гельман, является внедрение современного искусства в городскую среду. Однако со сменой пермских властей произошло постепенное смещение акцентов – теперь здесь делают ставку на развитие образования. К тому же галерист Марат Гельман, которому принадлежит множество инициатив по развитию культурной среды Перми, прекратил сотрудничество с Пермским центром развития дизайна. Об этом он сообщил в своем микроблоге в Твиттере после ухода из ПЦРД его коллеги — теперь уже бывшего художественного руководителя центра Эркена Карганова – «Эркен ушел, я тоже как вернусь, напишу заявление». Некоторые СМИ и эксперты связывают уход Марата Гельмана из центра с его занятостью в ряде других проектов. В частности, главным «информационным спонсором» Pussy Riot является галерист Марат Гельман, полагает политолог Павел Данилин в колонке «Бесы и пляски» в«Российской газете». Об этом сообщает информационное агентство Росбалт. Сейчас Марат Гельман сохранил за собой должность директора Пермского музея современного искусства.

По словам заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Тамары Девяткиной, возможно, новому главе Пермского края проект «Культурная столица» не столь интересен, как предыдущему. «Я не считаю, что постепенный уход Перми от проекта «Культурная столица» как-то повлияет на участие в нём нашего региона. Тем более, что мы воспринимали и воспринимаем отношения с Пермским краем только как сотрудничество. Лучше взаимодействовать, чем конкурировать. Кстати, мы продолжаем сотрудничество с этим регионом в плане обмена культурным опытом. Так, бывший заместитель председателя правительства Пермского края, руководитель проекта «Пермский край – культурная столица Европы» Борис Мильграм участвует в нашем форуме в качестве модератора», — подчёркивает Тамара Девяткина.

Вне зависимости от последних событий, все субъекты РФ каждый день подстёгивают нас к дальнейшему развитию культуры, мы всегда находимся в неком состоянии «борьбы», — дала характеристику конкурентной борьбе регионов за звание культурной столицы Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Мурдасова.