Михаил ЯШИН
Наверное, еще никогда российское общество не было так расколото на два противоположных мнения: тех, кто считает, что девушки из «Pussi Riot» – это узники совести, героини нашего времени и борцы с авторитарным режимом и тех, для кого Мария Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич – «бесы», поправшие святое.
Для начала обратимся к названию панк-группы – «Pussi Riot». Из этических соображений мы не можем позволить себе перевод. Лишь отметим, что оно крайне неприлично. Участницы группы заявляли о том, что считают себя «участницами третьей волны феминизма», общественно-политического движения, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. И, видимо, для более полной реализации российскими женщинами своих ущемленных прав, они выбрали оскорбляющее чувства «защищаемых» название.
Политические взгляды девушек заслуживают внимания. Выходит, что горе-танцовщицы выступают вообще против всего на свете: против Путина, против шовинизма, против диктатуры и авторитаризма (при этом как-то забывается, что будь у нас по-настоящему авторитарное государство, вряд ли девушки дотянули бы до дня оглашения судебного приговора). Свою борьбу с авторитаризмом девушки связывают с борьбой против гендерных ролей в семье, предполагающих фиксацию женщин на физической привлекательности, а мужчин на коммерциализации женского тела и закрепощении прекрасного пола в семье. То есть активистки «Pussi Riot» в принципе против традиционного распределения ролей в семье. Главная их претензия к тому же Путину в том, что он якобы утверждал, что основная функция женщин в семье – деторождение и нахождение в пассивной позиции по отношению к мужчинам. Ну, и заодно девушки выступают против закона о запрете гомосексуализма. В общем, они за свободную любовь.
По поводу якобы феминизма и отношения девушек из «Pussi Riot» к панк-культуре, просто блестяще высказался известный российский публицист Александр Тарасов: «Почему это пусечки-панки? Мы что, никогда панков не видели, не знаем, как они живут, как выглядят, как пахнут? Или это, с позволения сказать, музыка пусечек? Мы что, панк-рок не слышали? Неужели кто-то действительно верит, что пусечкино творчество – это панк-рок?!».
Теперь о феминизме. Что такого феминисткого они сделали? Где, как , когда пусечки отметились в борьбе против действительно больных явлений современного российского общества, с которыми обязаны бороться настоящие феминистки: с дискриминацией женщин на рабочих местах и при приеме на работу, с семейным насилием, с сексуальной эксплуатацией и насаждением секс-индустрии, с попытками навязать домострой и превратить женщину в машину по детопроизводству, с игнорированием или принижением домашней или репродуктивной работы, с попытками лишить женщин права на планирование семьи, с насаждением мракобесных взглядов (религиозных и нерелигиозных), трактующих женщину как существо «второго сорта»? Покажите мне хоть один конкретный пример борьбы пусечек с этим. Нет примеров. Согласитесь, к этим словам добавить просто нечего. Кстати, мнение Тарасова ценно тем, что он является активным критиком Владимира Путина, однако, принципиально не хочет видеть в «Pussi Riot» своих сторонников.
Сами девушки смысл и цель акции объяснили тем, что на ее проведение, их подтолкнули высказывания патриарха Кирилла о том, что «Путин исправил кривизну истории», цитирование им путинской фразы про «раба на галерах» и его предполагаемая связь с КГБ, а также политическое и коммерческое использование храма Христа Спасителя.
Оставим в стороне никем не доказанные «связи» патриарха Кирилла с КГБ и фразу Путина о «рабах на галерах». Не думаю, что один из афоризмов Путина настолько расстроил девушек, что ради несогласия с ним стоило оскорблять как минимум 75% населения России – а именно такой процент граждан страны исповедует православие, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в январе 2010 года.
Правда, в одном девушки безусловно правы. Не хочется соглашаться с тем, что РПЦ уже давно превратилась в меняльную лавку, но увы, скрипя зубами, приходится признать факт коммерциализации и православной церкви, и Храма Христа Спасителя. Но кто дал право излагать свое возмущение «барыгами в рясе», именно в такой форме оскорбляя чувства верующих, которые уж точно не виновны в «коммерческом использовании храма Христа Спасителя»? Участвуй в ток-шоу, организуй пикеты, акции неповиновения. Уверен, что сотни тысяч верующих будут солидарны с ними. Благо, что опыт организации подобных мероприятий у девушек есть. Вот это будет настоящий панк и борьба за чистоту православия!
Совсем странной на этом фоне выглядит позиция международной правозащитной организации «Amнеsty Internacional», признавшей арестованных девушек… узницами совести. Право слово, какие странные нынче критерии: для того, чтобы тебя объявили едва ли не «святым» по понятиям международных правозащитников, теперь достаточно в течение 41-й секунды выкрикивать фразы, оскорбляющие Президента страны, истерично при этом задирая ноги вверх…
И еще раз об «узниках совести». Если это правда, что Надежда Толоконникова, прикрывалась еще не родившейся дочкой, участвуя за четыре дня до родов в скандальной, якобы политической акции публичного группового секса в Биологическом музее имени К.А. Тимирязева, можно ли назвать такого человека «узником совести»?