Кем становятся после школы одноклассники, учившиеся бок о бок в течение десяти лет? Вчерашние закадычные друзья, подружки «не разлей вода» нередко забывают друг о друге, едва появляются новые знакомые – соседи по студенческой скамье. Частые звонки становятся редкими, встречи выпускников, поначалу ежегодные, случаются раз в пять, а то и десять лет, и вот ты смотришь на фотографию и не можешь вспомнить фамилию одного мальчика, имя другого и кто такая вот эта девочка. Но бывает и так, что однокашники берегут свою дружбу до преклонных лет.

Об одном таком удивительном классе рассказала нам Лидия Васильевна Белокриницкая.

Она начала работать в ульяновской школе №2 в 1958 году, когда эти девочки и мальчики были шестиклассниками, вела у них уроки истории.

Последние два года их учебы – с осени 1962-го по весну 1964-го – была и классным руководителем. Время начала 1960-х годов было тяжелым: сложности возникали и с продуктами, и с одеждой. В том самом классе в основном учились дети рабочих: из семей интеллигентов человек десять, обеспеченных – и того меньше. Но разница в достатке благодаря единой школьной форме в глаза не бросалась. А для вечеров у девушек было по одному выходному платью, которое очень берегли.

Лидия Васильевна рассказала, что класс был «средним»: ни золотую, ни серебряную медаль не получил ни один. Но годы учебы воспитали в них нечто, стоящее выше самых высоких оценок: доброту, честность, порядочность. Эти качества по отношению друг к другу и к окружающим они сохранили на всю жизнь: самой Лидии Васильевне 83 года, а ее «девочкам» и «мальчикам» уже по 65. Для нее они, поседевшие и – по остроумному замечанию одного из учеников – располневшие «не от котлет, а от лет», так и остались Олей, Тоней, Толей, Ромой… Однажды, готовясь к встрече, она рассказала внуку о том, что ждет в гости девочек. «Какие же это девочки, это тетеньки!» – возмутился внук, который надеялся, что у него будет компания для игр.

Ежегодные встречи одноклассников продолжаются уже 48 лет, причем в июле этого года «ребята» собирались дважды, потому что на первую встречу не смогла приехать Тоня Афонина, живущая в Санкт-Петербурге. Костяк класса – 12 человек, которые за последние годы довели число встречающихся до 19-ти. Их встречи не такие, как часто бывает: повидались – и забыли друг о друге на год. Они регулярно созваниваются, интересуются жизнью друг друга, радуются успехам, помогают в горе. В 2011 году у Риты Потехиной умер муж, и ее одноклассники, отложив в сторону свои проблемы, взяли на себя организацию поминок… – Другого такого единения я не встречала, – с любовью говорит об этих своих учениках Лидия Васильевна. – Я восхищаюсь ими и очень рада, что каждый из них состоялся как личность. Даже те, кто не получил высшего образования.

Рассматривая фотографии, учитель показывает: Витя Дробинский – шеф-повар, Оля Суворова долгое время была заведующей производством в столовой в Доме Советов. В школьные годы у Тамары Алякиной и Тани Елпидиной были очень хорошие голоса, и они пели в–хоре танкового училища. Таня, бывшая староста класса, окончила пединститут и до сих пор преподает в ульяновской школе №51. А Тамара после школы работала на радиоламповом заводе с другой одноклассницей – Клавой Федосеевой. Шурочка Игнатьева – единственная из класса, имеющая в трудовой книжке запись с одного места работы: всю жизнь была библиотекарем. Коля Лапкин долгое время был заместителем директора Ульяновского автовокзала, сейчас он пенсионер, играет на трех музыкальных инструментах и увлекается созданием фильмов. Сделал фильм и о встрече, случившейся 48 лет спустя после школы. Вера Топоркова пошла по стопам родителей, стала физиком. Рита Потехина – стоматолог. Вера Лукьянова окончила наш политех. Сама Лидия Васильевна сейчас тоже живет в Москве с дочерью, а на лето приезжает в Ульяновск к сыну.

Такой же «режим» и у бывшего секретаря комсомольской организации класса Таи Струнниковой. Рома Хайруллов и два его сына выбра-ли карьеру военных. Клава Васильева преподавала в сельхозакадемии, живет в Учхозе и в течение нескольких лет собирала одноклассников у себя дома. Лидия Васильевна благодарна ей за гостеприимство и за то, что Клава не считает эти хлопоты за труд. Сложная судьба у Володи Рогачева: его дочь с мужем погибли, и он с супругой растит двух внучек: одну недавно выдал замуж, теперь нужно выучить и «пристроить» вторую. Лида Суслина работала монтажницей на механическом заводе. Из всего класса не удалось найти пока только двух человек, и поиски продолжаются, потому что их судьба волнует одноклассников, как их собственная. Семерых уже нет в живых.

На встречах «ребята» любят вспоминать забавные истории. Однажды Лидия Васильевна узнала, что двое дружат еще с детсадовских горшков. Сама она до сих пор благодарна детям, которые случайно узнали, что кто-то из малышей их молодой учительницы заболел.

Класс в этот день дежурил по школе, и ребята предложили Лидии Васильевне идти к больному ребенку, пообещав, что не будут хулиганить и сдадут школу в лучшем виде – и сдержали обещание. В год 20-летия с окончания школы выпускников 1964 года пустили ненадолго в их класс в старом здании школы на улице Карла Либкнехта. В двухэтажном доме даже в 60-е годы стояла круглая печь, обитая железом, и на полу сохранился отпечаток от нее. «Юноши» и «девушки» вспомнили, как в дни танцевальных вечеров намывали в актовом зале деревянные полы, которые потом до блеска натирали воском. У Риты Потехиной и Альбины Масаутовой был «коронный» номер: девочки танцевали в смокингах и цилиндрах.

Альбина к каждой встрече сочиняет стихи.

Однажды кем-то из одноклассников были брошены слова о том, что дети выросли, внуки тоже, теперь можно пожить и для себя. Через год Альбина прочла стихи, в которых объяснила, что ответственность не кончается никогда. В этом году она в поэтической форме рассказала о своем поколении – детях прошлого столетья, на которых все возлагали большие надежды.

В 1965 году Лидия Васильевна ушла преподавать в 34 школу, и оттуда уже никуда не уходила. Были другие классы, но без такой дружбы и сплоченности. Именно эти «дети» поздравили Белокриницкую с 80-летием: накрыли стол, укутали плечи оренбургским платком, спели песню своей «второй маме»… Учениками этого класса интересуется и их бывший директор Зоя Павловна Захарова. Ее тоже приглашали на встречи, но сейчас она по состоянию здоровья не выходит из дома. Обо всех новостях ей сообщает Белокриницкая.

Нине Мироновой Лидия Васильевна в этом году поставила «двойку» за то, что «обскакала» учителя – раньше стала прабабушкой. Шутки шутками, а на прощание она всегда желает ученикам здоровья и терпения: «Помните, что жизнь полосатая, и за темной полосой обязательно будет светлая». И каждый раз наказывает хранить эту дружбу, чтобы быть примером для детей и внуков.

Анна Михайлова