Россия только что отметила 100-летие Военно-воздушных сил (ВВС), на этой неделе в Ульяновске проходил авиафорум, а на выходные в новом городе запланировано проведение авиашоу. То есть авиация выдвинулась буквально на авансцену, и логично было ожидать, что в эти дни вспомнят и имя основателя ВВС, да, пожалуй, и всей российской авиаотрасли, но лично я его имени так и не услышал. Может, забыли, кто это был?

А был это внук императора Николая I, двоюродный дядя последнего российского императора Николая II, великий князь Александр Михайлович, энтузиаст морского флота, а позже и воздушного. «Както утром, просматривая газеты, я увидел заголовки, сообщавшие об удаче полета Блерио над Ламаншем… – напишет позже в своих воспоминаниях великий князь. – Будучи поклонником аппаратов тяжелее воздуха еще с того времени, когда Сантос-Дюмон летал вокруг Эйфелевой башни, я понял, что достижение Блерио давало нам не только новый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны…».

Шел 1908 год. В распоряжении великого князя Александра Михайловича оставалось два миллиона рублей, собранных по всенародной подписке на постройку минных крейсеров после разгрома флота в русско-японской войне, и великий князь загорелся идеей пустить эти деньги не на крейсеры, а на закупку во Франции самолетов. Идею Александр Михайлович высказал на военном совете и был фактически высмеян. Обратился к царю – Николай II без энтузиазма, но дал ему добро, в том числе и на командирование группы офицеров за границу для обучения пилотному делу.

Сам великий князь отправился в Крым, в Севастополь, подыскивать место для аэродрома, куда можно было бы доставить покупаемые самолеты. К осени 1908 года аэродром и ангары были готовы, офицеры закончили подготовку в школе пилотов в Париже и вернулись на родину. В 1909 году в Петербурге прошла первая авиационная неделя, во время которой публика была в восторге от полетов. Осенью того же года Александр Михайлович купил участок земли к западу от Севастополя, где основал первую русскую авиационную школу, чьи выпускники воевали потом на фронтах мировой войны. В1912-м в составе вооруженных сил был создан авиаотряд. С этой даты и отсчитывается история российских ВВС, начавшаяся с зарубежной авиатехники и ныне зарубежной же, каковым стал Севастополь, авиашколы.

Начинание Александра Михайловича получило, наконец, признание.

Во время Октябрьской революции великий князь с женой (он был женат на родной сестре Николая II Ксении Александровне), детьми и тещей, императрицей Марией Федоровной, на английском военном корабле покинули Россию, и, одни из немногих Романовых, уцелели. Большинство членов императорской фамилии, включая братьев Александра Михайловича, были уничтожены большевиками. Десять лет эмиграции семейство Александра Михайловича кочевало по Европе, а в 1928 году выехало в США. «Моя теперешняя жизнь в Америке, мои первые десять лет во флоте и годы, проведенные с семьей, – единственные периоды жизни, которые мне кажутся светлыми, – писал он в воспоминаниях. – Все остальное принесло мне только горе и страдания. Если бы я мог начать жизнь снова, я начал бы с того, что отказался от моего великокняжеского титула и стал бы проповедовать необходимость духовной революции. Этого я бы не мог начать в России. В Российской Империи я подвергся бы преследованию «во имя Бога» со стороны служителей православной церкви. В советской России меня бы расстреляли «во имя Маркса» служители самой изуверской религии победоносного пролетариата.

Я ни о чем не жалею и не падаю духом. Мои внуки – у меня их четверо, – вероятно, достигнут чего-нибудь лучшего. Я не считаю современной эпохи ни цивилизованною, ни христианскою. Когда я читаю о миллионах людей, умирающих от голода в Европе, Америке и Азии в то время, как в складах гниет несметное количество хлеба, кофе и других продуктов, я признаю необходимость радикальных изменений в условиях нашей жизни. Судьба трех монархий поколебала мою веру в незыблемость политических устоев. Тринадцать лет коммунистического опыта над несчастной Россией убили все мои иллюзии относительно человеческого идеализма. От людей, находящихся в духовном рабстве, и нельзя ожидать ничего иного.

Официальное христианство, обнаружившее свою несостоятельность в 1914 году, прилагает все усилия к тому, чтобы превратить нас в рабов Божьих, приводя нас таким образом к фатализму, который несет страшную ответственность за трагический конец России и ее династии. Религия Любви, основанная на законе Любви, должна заменить все вероисповедания и превратить сегодняшних «рабов Божьих» в его активных сотрудников. Если наши страдания нас ничему не научили, то тогда жертва Христа была бесполезна, и тогда действительно прав тот, кто утверждает, что последний христианин был распят тысячу девятьсот лет тому назад.

Горько сознавать, что церковь сегодняшнего дня далеко отошла от Христа; но это так. Недостающего звена она создать не может, ибо закону любви она не следует; все налицо: догматы, таинства, обряды, тысячи молитв, за которыми скрывается ее духовное бессилие, но нет любви…».

Скончался основатель русской авиации, великий князь Александр Михайлович в США в 1933 году в возрасте 67 лет.

Андрей Семенов