25 августа в Ульяновской области закрылся второй международный авиафорум МАТФ-2012. «Диван Обломова» пристально следил за деловой и шоу-программой  мероприятия. Пришло время провести анализ и понять, насколько форум можно считать удавшимся и какие экономические дивиденды ожидают Ульяновскую область по результатам проведенных переговоров.

Гости и деловая программа.

«Диван Обломова» не откроет Америки, если скажет, что для губернатора, который является своего рода евангелистом МАТФа, одним из важнейших показателей успешности Форума является политическая значимость ВИПов, принявших участие в работе мероприятия.

Еще за несколько месяцев до МАТФа упорно ходили слухи о возможном приезде первого лица государства. «Диван Обломова» считает, что делалось это сознательно для привлечения повышенного интереса со стороны спонсоров. На самом деле Путин никуда не собирался. Президент приезжает только на те мероприятия, где гарантирован успех, где переговоры трансформируются в гигантские контракты. Быть уверенным в Ульяновской области – это, по меньшей мере, сумасшествие. Так что ни для кого не стало удивительным, что Президент в Ульяновск не прилетел.

Следующим PR-ходом была утка о том, что МАТФ посетит Дмитрий Медведев. Премьер-министр России с каждым днем теряет свой аппаратный вес.  И, казалось бы, авиационный форум в Поволжье идеально подходит для его визита: уровень мероприятия далеко не Путинский, но и к сходу граждан села Кукуево явно не относится. Но и Дмитрий Медведев, по-нашему мнению, посчитал, что мероприятие слишком уж сомнительное, чтобы тратить на него свое время и остатки аппаратного веса.

В итоге самым высокопоставленным гостем МАТФа стал вице-премьер российского Правительства Дмитрий Рогозин. Казалось бы, это очень высокий представительский уровень для провинциального Ульяновска. Но его визит на Форум, по-нашему мнению, не имеет ничего общего с деловой частью программы.

Во-первых, давайте посмотрим на внешний вид Дмитрия Олеговича. Рогозин ступил на ульяновскую землю в новой «униформе»: майке оранжевого цвета и брюках «парусами», объясняя, что так удобно. Не будем спорить с нашим высокопоставленным гостем. Но в такой «униформе» обычно приезжают в места ЧС, на работу оперативных штабов и т.д. Рогозин же приехал в Ульяновск «искать базу НАТО» о чем лично сообщил в своем твиттере:

Заодно поищу “базу НАТО” (а то что-то Доренко ее плохо ищет)

@Rogozin

Dmitry Rogozin

 

Подтверждением тому, что Дмитрий Олегович специально не готовился к Форуму является его главное заявление: «До 2020 года ЗАО «Авиастар-СП» будет загружен заказами в полном объеме». Ничего не напоминает? Давайте вспомним прошлый визит вице-премьера в Ульяновск. Еще 20 января господин Рогозин заявил, что до 2020 года на «Авиастаре» будет построено до 10 новых самолетов. Что изменилось за 7 месяцев, прошедших со дня этой речи? Абсолютно ничего. На этот раз высокопоставленный чиновник решил обойтись без цифр и в очередной раз пообещал, что все будет. Впрочем, это уже мало кого интересовало, главное, что Дмитрий Олегович в «поисках» базы НАТО, нашел склад шоколада, что немедленно вызвало поток издевок в местной блогосфере:

Отдадим должное, МАТФ посетила серьезная группа функционеров объединенной авиастроительной корпорации во главе с Михаилом Погосяном. Михаил Асланович, видимо, уже наслышан о чудесах, которые происходят на ульяновской земле, что стало отличным мотиватором для громких заявлений, которые сразу же нашли экспертный отклик директора по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергея Алексашенко:

«Очевидно, что у компании (ОАК — прим. «Дивана Обломова») существует огромное количество проблем связанных и с необходимостью радикального внутренней корпоративной перестройки, и давно перезревшей проблемой накопленного долга (если его не расчистить, то никакие, даже самые успешные, бизнес-проект не выведут ОАК в устойчивое состояние), и с налаживанием послепродажного обслуживания. Список можно еще долго продолжать. Так вот, вместо того, чтобы решать эти проблемы, компания заявляет о том, что она намерена в кратчайшие сроки  (за 3-4 года)наладить производство новой модели самолета (а, может даже, и двух сразу), хотя еще три месяца назад при обсуждении стратегии компании до 2025 г. таких проектов не было. Понятно, что за всем этим стоит желание получить очередную порцию бюджетной помощи (и чиновники уже заявили, что денег дадут). А то, что на рынке нет спроса на такой самолет, да и имеющийся «Суперджет» никак не хочет продаваться – так это никого не волнует.»

Еще одним VIP-гостем Форума стал Полпред Президента в ПФО Михаил Бабич. По всей видимости, он не в курсе фокусов губернатора Сергея Морозова, который уже давно объявил Ульяновск авиационной столицей России. Справедливости ради, заметим, что вице-премьер регионального правительства Вильдан Зиннуров еще в прошлом году хвастался патентом, который подтверждает юридическую силу этого бренда. Впрочем, собеседники «Дивана Обломова» осторожно признались, что патента этого не видели. Выступая на МАТФе, Михаил Бабич заявил, что «Ульяновск – заслуженно претендует на звание авиационной столицы России». Быть и претендовать, как говорят в Одессе, — это две большие разницы. И это заявление, от представителя Путина в Поволжье, безусловно — сильнейший имиджевый удар для региона. В пылу обсуждений заговорился и уже упомянутый нами Вильдан Зиннуров, заявивший, что «Правительство региона делает все, чтобы Ульяновск стал авиационной столицей»

В ходе конференции «Региональные авиаперевозки и аэропортовая деятельность», которая проходила в рамках МАТФа было сделано заявление, согласно которому количество авиа маршрутов внутри Приволжского федерального округа планируется увеличить с 5 до 56. Отметим, что в 2011 году на эти цели было выделено 34 миллиарда рублей, однако из Ульяновска, по-прежнему, можно улететь только в Москву. «Диван Обломова» сильно сомневается, что после очередного громкого заявления ситуация сколько-нибудь изменится в лучшую сторону. Странно, что в ходе этой конференции не поднимался вопрос о завершающем этапе реконструкции аэропорта им. Карамзина, что является стратегически значимым вопросом для региона. Это еще один пример, прекрасно иллюстрирующий отсутствие значимости этих переговоров применительно к Ульяновской области.

Пожалуй, единственный и громким успехом Ульяновской области на прошедшем Форуме стало подписание соглашения между региональным правительством и дочкой «Avia Solutions Group» «ФЛ Техникс Ульяновск»В соответствии с соглашением на производственных площадях в ПОЭЗ компания «ФЛ Техникс Ульяновск» будет производить базовое техническое обслуживание воздушных судов семейства Airbus 320, Boeing 737 Classic, Boeing 737NG, Bombardier CRJ 200, Suhoj Super Jet 100. При выходе на проектную мощность компания «ФЛ Техникс Ульяновск» планирует предоставлять более 320 тысяч нормо-часов технического обслуживания ежегодно, что составит 20% рынка базового обслуживания данных типов воздушных судов, эксплуатируемых авиакомпаниями стран СНГ. Планируется, что объём инвестиций ООО «ФЛ Техникс Ульяновск» составит порядка 800 млн рублей. В результате реализации инвестиционного проекта до 2019 года будет создано 360 рабочих мест с заработной платой выше среднеобластного уровня. Ожидается, что налог на доходы физических лиц при выходе на полную мощность составит не менее 30 млн. рублей в год.

Но пока это лишь соглашение, насколько договоренности воплотятся в реальность покажет время, но участие в проекте Корпорации развития Ульяновской области вызывает у «Дивана Обломова» сдержанный оптимизм. Обычно Дмитрий Рябов, глава КРУО, доводит дело до конца (единственный в регионе близкий губернатору предприниматель, чьи слова не расходятся с делом).

Еще один приятный бонус от завершившегося МАТФа — появление в УВАУ ГА комплексного тренажера нового поколения для воздушных судов типа Airbus-A320. В одном из своих интервью, генеральный директор компании «Аэрофлот» Виталий Савельев заявил: «Пять лет пилота готовят в высшем учебном заведении. Он приходит к нам, не имея нормального английского языка, без которого летать сегодня в мире невозможно. Он никогда не видел хорошей машины. И в результате нам приходится доучивать его еще 1,5-2 года в специально созданной школе «Аэрофлота». Выходит, 100-120 тыс. долл. тратит за пять лет государство, непонятно зачем давая пилоту высшее образование, а потом мы его доучиваем еще за 60 тыс. долл. Итого 160-180 тыс. и семь потраченных лет». Слова господина Савельева были адресованы, прежде всего в адрес ульяновского летного училища. Надеемся, что с появлением нового тренажера, ситуация изменится в лучшую сторону.

Организация Форума.

У «Дивана Обломова» остались очень противоречивые ощущения. Что касается технической организации деловой части МАТФа, — она была на европейском уровне. Организаторам удалось превратить неприглядные запущенные авиационные ангары в современную площадку для конференций. Современный пресс-центр, красивые рекламные материалы, девушки-модели — всё это было. Но Ульяновское руководство обладает удивительной способностью одним взмахом руки превратить бизнес площадку в местечковую презентацию своей социальной ориентированности. Наша редакция долго обсуждала кто додумался предложить губернатору провести на МАТФе акцию «помоги собраться в школу». Вы видели что-то подобное на МАКСе, Ле-Бурже, TADTE, SIADE и других крупных авиационных выставках и форумах? «Диван Обломова» не видел никогда. Попытка выделиться «социальной изюминкой» не вызывает ничего кроме смеха. Авиация — это огромный бизнес и раз уж случилось чудо и Ульяновск стал некой дискуссионной площадкой для профильных бизнесменов и госчиновников высокого ранга, этим нужно пользоваться. Но в Ульяновске этого не понимают и вряд ли когда-нибудь поймут (разве что губернаторство Рябова может исправить эту ситуацию).

Никто уже не удивляется тому, что есть универсальный рецепт провала любого начинания: делегировать хоть какую-то зону ответственности местным бестолковым чиновникам по типу Марины Беспаловой. Все, что требовалось сделать местным чиновникам — это обеспечить транспортные потоки между городом и аэропортом «Восточный» в заключительный день форума. Чем это закончилось прекрасно видно на иллюстрации к этой статье. Город встал и людям приходилось добираться до центра Нового Города пешком. Это провально и унизительно. Любой уважающий себя градоначальник после такого немедленно написал бы заявление об отставке. В отличие от губернатора, который хотя бы нашел в себе силы извиниться перед горожанами за случившийся провал, Марина Павловна не нашла ничего лучшего, чем дать дежурный совет:

На МАТФ едет огромное количество народу. Очень прошу всех ульяновцев быть взаимовежливыми друг с другом. Это праздник для города.

@Bespalova_MP

Марина Беспалова

 

Выводы:

МАТФ для Ульяновской области стал событием. С этим невозможно спорить: заключительный день Форума посетили более 100 тысяч человек. Превратить Форум в событие политическое, о чем наверняка мечтает губернатор, не удалось: ни Президент, ни премьер-министр в мероприятии участия не приняли. Деловая программа была насыщенной, но совершенно не результативной для региона: одно единственное подписанное соглашение не стоит того, чтобы собирать столь масштабные мероприятия. Организация форума заслуживает удовлетворительной оценки, но не более. Восторгов нашего регионального руководства «Диван Обломова» не разделяет. Деловая часть и шоу-программа, за которую отвечал внешний подрядчик, можно смело оценить на 3,5 балла из 5, заключительный же день Форума стал настоящим разочарованием. Руководство города показало свою беспомощность и испортило настроение десяткам тысяч горожан. Работая над ошибками, следует учесть, что не стоит смешивать бизнес и социальную сферу — это грубейшая организационная ошибка.

Есть ли потенциал у ульяновского форума? Безусловно. Но если мы хотим действительно стать авиационной столицей, следует доверять работу на всех стадиях организации только профессионалам. Власть в регионе не имеет ничего общего с профессионализмом и это очень тревожный звонок для губернатора, который в 2013 году обещал все исправить. Очень хочется в это верить, но без серьезных кадровых решений это просто невозможно.