Переписка с чиновниками, а порой и руководителями крупных ульяновских предприятий, дело не только увлекательное, но и полезное, поскольку стимулирует более детальный подход к ранее поднятой теме, которая, как правило, вызывает попытки гневной отповеди со стороны чиновника или руководителя в адрес редакции. В ряде случаев такие письма-отповеди стимулируют продолжение, развитие темы и получение новой информации.

Генеральный сердится
В адрес редакции пришло письмо, подписанное генеральным директором ЗАО «Авиастар-СП» Сергеем Дементьевым. Сергей Геннадьевич сделал вполне справедливое замечание по поводу сразу двух опечаток в тексте статьи «Знаковое дежавю» от 1 августа 2012 года, когда были искажены названия самолетов. Это замечание специалиста с 26-летним стажем в автомобилестроении, а ныне уже в течение двух лет строящего самолеты, мы признаем и приносим всем, кого задели эти злосчастные опечатки в их лучших чувствах, свои искренние и глубокие извинения.
В упомянутой статье речь шла о том, что 4 июля 2012 года из корпуса производства основной сборки «Авиастар-СП» с большой помпой выкатили собранный экземпляр военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, в заводском просторечии именуемый «изделие 476», которое было названо первым и знаковым. Мы позволили себе напомнить, что первый собранный самолет выкатили все-таки на полгода раньше — 15 декабря 2012 года. Тогда это событие тоже было названо знаковым. Для пущей солидности мы сослались в своей публикации на заметку в федеральной газете «Московский комсомолец» от 27 декабря 2011 года, в которой говорилось: «Российские авиастроители к Новому году преподнесли военным долгожданный подарок. Из сборочного цеха ульяновского авиазавода «Авиастар-СП» они выкатили первый опытный образец глубоко модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76, получившего обозначение «изделие 476». Поскольку одно и то же изделие на предприятии выкатывалось дважды как в первый раз, то у нас и возник эффект дежавю.
Господин гендиректор Дементьев в своем письме строго указал нам на то, что «Автор ссылается на неофициальный источник — газету «Московский комсомолец». Помилуйте, Сергей Геннадьевич! Эта газета выходит легально, она официально зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер свидетельства ФС-77-45245. Организационно-правовая форма издания такая же, как у «Авиастар-СП» – ЗАО. Так что, куда уж официальней?
Возможно Сергей Геннадьевич, говоря о газете, как о «неофициальном источнике» имел ввиду некомпетентность ее журналистов? В это как-то не верится. Тем не менее, господин гендиректор рекомендовал нам впредь, при подготовке своих материалов «обращаться к официальным источникам». Стало быть, к специалистам, таким как сам Сергей Геннадьевич, которые нам всегда «разложат все по полочкам, разжуют и в рот положат» и нам, а главное, нашим читателям все сразу станет ясно и понятно?
Но поскольку, до Бога высоко, а до гендиректора такого предприятия далеко, мы решили не докучать Сергею Геннадьевичу и внести ясность в вопрос о том, когда все-таки «изделие 476» полетит. При этом мы вновь обратились к материалам, ранее опубликованным нашими коллегами как из печатных, так и электронных СМИ. Прежде всего к тем материалам, авторы которых, в отличие от нас, обращались непосредственно к «официальным источникам», прежде всего лично к Сергею Дементьеву.

Когда и для кого полетит?
На тему первого, давно ожидаемого полета «изделия 476» Сергей Геннадьевич, с момента начала своего руководства «Авиастаром» в 2010 году, высказывался неоднократно. Так, в интервью, опубликованном местным электронным изданием (вариант — «Ульяновск online») еще 17 августа 2010 года сказал: «В 2011 году необходимо поднять в воздух первый летный образец…
Есть заказ от Министерства обороны РФ. До 2015 года мы должны поставить военно-транспортной авиации десять самолетов, в среднем, по два в год». Если до конца 2011 года еще есть время, в течение которого может состояться первый полет, то заказа на 10 самолетов от Минобороны, насколько нам известно, в природе до сих пор так и нет. Выходит тогда, в 2010 году, Сергей Геннадьевич официально немного погорячился?
Спустя три месяца, 19 октября 2011 года, то же самое издание сообщило: «По словам Сергея Дементьева, в настоящее время на предприятии полным ходом идёт подготовка производства самолетов марки Ил-476. В октябре 2011 года на сертификационные испытания должен быть передан первый лётный образец этого лайнера. Уже принято решение о запуске этого лайнера в серийное производство».
Однако до сих пор, если мы опять не ошибаемся, на сертификационные испытания самолет так и не передали. Ранее упомянутый первый-первый экземпляр проходит в ЛИИ им. Громова пока еще испытания летно-технических характеристик. И то не весь, целиком, а только в виде фрагментов фюзеляжа и крыла.
22 декабря 2011 года издание «Взгляд» сообщило, со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, что: «На ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» завершена сборка опытного образца глубоко модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76… Поднять «изделие 476» в воздух предполагается ориентировочно в апреле 2012 года. Однако до пробного полета ему предстоит еще целый цикл наземных испытаний и проверок. Государственные летные испытания модернизированного Ил-76 могут начаться уже во второй половине 2012 года. Источник сообщил, что первый новый самолет, собранный в Ульяновске, является летным экземпляром. Однако кроме него в ближайшее время предполагается создать еще Ил-76 для проведения ресурсных и статических испытаний». Обращаем внимание на то, что такое авторитетное издание, как и мы, называет декабрьский Ил-476 первым самолетом, который должен был полететь еще в апреле 2012 года и пройти в 2012 году серию госиспытаний. Но они, за исключением тех, что идут в НИИ им. Громова, до сих пор все никак не начнутся.
Наконец, 5 июня 2012 года «Российской газете» (на всякий случай, сообщаем Сергею Геннадьевичу официальный номер регистрации издания — ФС 77-50379) Сергей Дементьев заявил: «В августе авиалайнер будет представлен гостям и участникам Международного авиатранспортного форума, который пройдет в Ульяновске». Как известно, форум прошел 23-25 августа, но Ил-476 во время его проведения так и не полетел. Его представляли только на земле.

Если директор «не в курсе»
Как мы видим, даже обращение к «официальным источникам», как то рекомендовал нам Сергей Геннадьевич, далеко не всегда способно пролить ясность на интересующий вопрос. После таких коллизий со сроками первого полета, поневоле задумаешься о том, а владеет ли сам гендиректор ситуацией на вверенном ему предприятии? Или реальная ситуация на «Авиастаре» настолько плоха, что она не только не предсказуема, но и не управляема для его руководства? Такая неспособность первого руководителя предприятия назвать хотя бы приблизительную дату первого полета «изделия 476» может свидетельствовать лишь об одном: несмотря на все громкие заявления на всех уровнях о мерах, предпринимаемых для спасения российской гражданской авиации, она продолжает медленно, но неизбежно разваливаться. Впрочем, возможно, что высшие чиновники российского, областного масштаба и руководители крупных предприятий авиаотрасли и в самом деле «не в курсе» происходящего? Тогда отрасли точно «каюк». Впрочем, как и надеждам ульяновцев на то, что «Авиастар» хоть когда-нибудь станет буксиром, который потянет за собой экономику всей области. Не стал бы он ей «камнем на шее».

Запасные крылья
Практика последних десятилетий убедительно показывает, что как бы неотвратимо не погибали российские отрасли российской промышленности, будь то Роскосмос, автопром или авиа-пром, финансовое благополучие самих руководителей-спасателей этих отраслей всегда надежно защищено. Поэтому они всегда спокойны, что бы ни происходило. Так, Сергей Дементьев 18 июня, на вопрос уже упоминавшегося электронного издания «Чего ждать предприятиям Ульяновской области от вступления России в ВТО?» твердо ответил: «Кто не боится конкуренции — тот выживет. Лично нашему предприятию, уверен, ничего не угрожает». Не знаю, как уж там будет с предприятиями области и со всеми нами, а вот за благополучие нынешнего спасателя «Авиастара» нет оснований беспокоиться. Во всезнающем Интернете есть информация о том, что он владеет 38% акций «Томского кондитера», а еще входит в Совет директоров птицефабрик, купленных владельцами Томского комбикормового завода. Вон куда крылья Родины могут занести ульяновских авиастроителей!
Очень хотелось бы верить в то, что это просто совпадение или обычный информационный фокус Интернета. Но если эта информация соответствует действительности, чтобы не произошло в «Авиастар-СП», есть у Сергея Геннадьевича запасные крылья. Пусть и куриные. На них да на конфетах всегда можно выжить в самых сложных передрягах. А мы еще раз приносим свои глубокие извинения нашим читателям за две досадные опечатки…
Юрий КОРАБЛЕВ