Подготовка к отопительному сезону в Ульяновской области подходит к завершению. С 1 сентября стартует последний ее этап – это окончательное оформление паспортов готовности жилого фонда к работе в зимнее время. С 10 сентября Государственная жилищная инспекция Ульяновской области начнет проводить совещания с заслушиванием отчетов о готовности многоквартирных домов к работе в отопительный период 2012-2013 годов. Начальник ведомства Татьяна Картузова рассказала «Медиа 73» о том, как Госжилинспекция проводила надзор за ходом подготовки жилфонда региона к предстоящему отопительному сезону.

– Татьяна Владимировна, сколько времени отводится на подготовку паспортов готовности к отопительному сезону, и как долго ваше ведомство их будет проверять?

– Прежде всего, скажу, что сотрудники Госжилинспекции уже 4 месяца, начиная с мая, контролируют ход подготовки к отопительному сезону 2012-2013 гг. Первый этап был подготовительный – это весенний осмотр после завершения предыдущего отопительного сезона. Тогда же началась подготовка документации: разработали план мероприятий, графики выполнения работ, и уже в середине мая все участники приступили непосредственно к выполнению запланированных работ. С сентября начнется завершающий этап подготовки – это паспортизация жилищного фонда Ульяновской области.

Все управляющие компании в момент подготовки должны оформить паспорта готовности на многоквартирные дома. Госжилинспекция Ульяновской области подготовила график рассмотрения этой документации, который касается всех муниципальных образований области. Рассмотрение этой документации пройдёт с 10 по 21 сентября. То есть для отчетов всех компаний региона даем 10 дней. На такие крупные муниципалитеты, как город Ульяновск и Димитровград, оставляем по одному рабочему дню. На официальном сайте Госжилинспекции Ульяновской области размещен график рассмотрения документации, а так же подробный список информации, которую необходимо представить для рассмотрения.

– Всего один день? Но ведь в Ульяновске огромный жилой фонд? Вы успеете проверить все паспорта?

– Но мы себе не можем позволить проверять несколько дней – отопительный сезон не за горами. Да, согласна, объем большой. Больше всего управляющих компаний в Ульяновске – их 38, в Димитровграде – 18 компаний. И, соответственно, жилищный фонд огромный. Поэтому управляющая компания нам представляет сводные паспорта готовности. Естественно, мы их не подписываем, но рассматриваем каждый паспорт с точки зрения оформления, а также смотрим, подписан ли документ собственниками жилья, в частности старшим по дому или председателем Совета многоквартирного дома. Это самый важный пункт в оформлении. Где паспорт готовности подписан собственником, значит он в курсе всех работ, которые выполнены на доме на момент подготовки. Если его подписи нет, то он либо не видел этот документ, либо не согласен с состоянием дома: к примеру, плохое состояние кровли или не проведены работы по промывке и опрессовке труб и т.п.

В жилищной инспекции не так много сотрудников, чтобы каждый многоквартирный дом они осмотрели от и до. Но после приемки этой документации мы делаем выборочные проверки и соотносим паспорт готовности с реальным состоянием дома. Бывает и такое, что документ оказывается фиктивным, составленный одной рукой за одним рабочим столом, не выходя на объект.

– Собственников в доме много. Кто должен подписывать паспорт?

– Либо председатель совета дома, либо представитель от всех собственников — старший по дому. Согласно законодательству, это должен быть председатель совета многоквартирного дома.

– Если паспорт не будет готов, то какое следует наказание?

– Если паспорт отсутствует на доме, то надзорные инстанции: жилищная инспекция, прокуратура, обязаны принять меры административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений». Она влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Наличие паспорта должно быть обязательно на каждом многоквартирном доме независимо от формы управления, его обязаны предъявлять и товарищества собственников жилья, и жилищно-строительные кооперативы, и жилищные кооперативы.

– Что делать собственникам жилья, если их не устраивает управляющая компания?

– В этом случае нужно обратиться к статье 165 Жилищного кодекса РФ: «Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами. В ней говорится следующее: если жильцы не довольны работой управляющей компании, они могут обратиться напрямую в муниципалитет для проведения проверки этой управляющей компании. В соответствии с договором управления управляющая компания обязана проводить те работы, которые прописаны в договоре. А орган высшего управления на основании обращения граждан обязан отреагировать: организовать проверку деятельности управляющей компании в 5-тидневный срок, потом не позднее чем через 15 дней со дня обращения организовать собрание собственников этого многоквартирного дома и предложить либо альтернативную управляющую компанию, либо другой способ управления.

– Сколько в настоящий момент существует способов управления домом?

– Существует три способа управления: это товарищество собственников жилья (ТСЖ, жилищно-строительный кооператив ЖСК, жилищный кооператив ЖК), управляющая компания (УК) и непосредственное управление. Последний, как его еще называют, прямой способ управления реален на небольших многоквартирных домах, но здесь должна присутствовать инициатива самих собственников: они должны сами регулярно проводить собрания, понимать, что нужно для дома, быть хозяевами своего дома. Важна активность и сплоченность собственников. Это очень ответственный способ управления, потому что подготовка к сезону будет опять же на плечах самих собственников.

Претензий к управляющим компаниям много потому, что собственники жилья не видят, на что потрачены деньги, которые они перечислили на счет компании. Но и в данном случае нужна активность граждан: собственникам надо требовать с управляющей компании отчет о работе. Если не отчитываются, то спрашивать на основании закона. Прозрачность деятельности регламентирована 731-м постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

– Если Управляющая компания отказывается предоставлять собственникам жилья информацию о деятельности, куда жаловаться?

– В случае не предоставления запрашиваемой информации по письменному заявлению собственника в управляющую организацию, нужно обращаться в Госжилинспекцию по телефону 44-68-70 или по адресу: г.Ульяновск, ул.Крымова, 12. На основании обращения гражданина сотрудниками будет проведена проверка, в случае выявления нарушения, виновные лица будут привлечены к административной ответственности.

– Как идет подготовка к отопительному сезону в городе Ульяновске?

– Если говорить в целом о ситуации в период 2011-2012 гг., и сравнивая его с предыдущими отопительными сезонами, проблемных вопросов, связанных с отоплением многоквартирных домов, нарушением температурного режима становится меньше.

На обращения быстро реагируют органы местного самоуправления, теплоснабжающие организации, управляющие компании. Но еще присутствует проблема протечек кровли – многие дома требуют проведения капитального ремонта.

Больший пласт вопросов касается размера платы за жилищные и коммунальные услуги. Мы рассматриваем обращения населения, касающиеся ценообразования за коммунальные услуги, кто-то не согласен с объемами, которые указывают в их квитанции на горячее и холодное водоснабжение. Наверно, подобные вопросы затронут и теплоснабжение, когда начнется отопительный период. Это связано с тем, что с 1 сентября вступят в силу изменения в 354-ое постановление Правительства РФ, которые внесут коррективы в правила предоставления коммунальных услуг, в том числе и по местам общего пользования.

– А в районах области какая готовность к зиме?

– Недавно выезжали в Ульяновский район в пос. Зеленая роща, где на вопрос: сколько паспортов готовности подписано, получили ответ: «Они в черновиках». Я считаю, это детский лепет. В результате выяснилось, что там к подготовке документации не приступали, запланированные работы не выполнены. Ранее выданные инспекторами предписания не исполнены. Но они клятвенно заверили, что все сделают до 1 сентября. Считаю, что в данных случаях только методом административного воздействия можно заставить исполнять требования законодательства.

За август мы проверили 19 городских поселений региона, вместе с Ульяновском, Димитровградом и Новоульяновском, плюс 8 сельских поселений, также обследовали воинскую часть в р.п. Глотовка Инзенского района. Проверкам подверглись 46 компаний, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Ульяновской области, и 3 товарищества собственников жилья.

Основные нарушения при проверке муниципалитетов – это отсутствие контроля над подготовкой к отопительному сезону, и в некоторых поселениях не были назначены ответственные лица, с которых весь спрос: они должны проводить штабы, подписывать все документы, в том числе сводные паспорта готовности, проводить выездные проверки готовности объектов. Кроме того, не везде были составлены графики промывки и опрессовки.

При проведении проверки ОАО «Славянка» (р.п.Глотовка Инзенского района) не представлена необходимая для проверки документация по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации. На основании этого был составлен протокол по ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ.

Девять административных дел уже рассмотрено, есть привлеченные к административной ответственности.

Важно отметить, что результаты проходящих в настоящее время проверок будут служить основой для подтверждения достоверности проведенных работ в муниципальных образованиях при подписании паспортов готовности.

Ирина Антонова