Информация о передаче пяти памятников истории и культуры Ульяновской области из федеральной в региональную собственность, в числе которых Мемориальный центр, вызвала резонанс среди ульяновской общественности. Но она оказалась несколько искаженной. Расставим все точки над «и».
Итак, 21 августа 2012 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение №1494-р «Об утверждении перечня объектов культурного наследия федерального значения, которые до 27 декабря 1991 г. являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения, которые необходимы для обеспечения осуществления Ульяновской областью установленных федеральными законами полномочий».
Далее к документу прилагается перечень этих объектов. В него вошли следующие памятники истории и культуры:
– Здание Мемориального центра, сооружённое в честь 100-летия со дня рождения Ленина Владимира Ильича;
– Дом Прибыловской, в котором жила семья Ульяновых в 1870-1871 гг.;
– Дом, в котором жил Ленин Владимир Ильич с 1870 по 1875 гг.;
– Дом-памятник писателю Гончарову Ивану Александровичу, построенный на средства, собранные по Всероссийской подписке;
– Дом Языкова Николая Михайловича, в котором в 1833 году проездом из Петербурга в Оренбург останавливался А.С. Пушкин.
Однако директор Мемориального центра В.И. Ленина Эдуард Шабалин утверждает, что Мемцентр всегда был в региональной собственности.
– Решение принято с опозданием на 20 лет, — говорит Эдуард Шабалин. – Федералы пытались забрать его «под себя», но его в свое время отстоял Юрий Фролович Горячев.
Более подробно разъяснил ситуацию с передачей собственности председатель Комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудин Хаутиев.
По словам главного хранителя культурного наследия региона, история этого документ тянется с 1991 года. Тогда, 27 декабря 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации с целью ускорения процессов приватизации в России принял постановление «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Согласно данному постановлению объекты историко-культурного и природного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 г. Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении, которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
Предложения по перечням объектов, необходимых для осуществления полномочий субъекты РФ должны были направить в Федеральный орган исполнительной власти по управлению федеральным имуществом до 1 декабря 2007 года. Такие предложения были направлены в указанный срок всеми субъектами РФ, в том числе и Ульяновской областью.
– Но принятие распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня памятников истории и культуры – важный шаг в наведении порядка в сфере сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия федерального назначения на территории Ульяновской области, — подчеркнул Шарпудин Хаутиев. – Речь идет о юридическом закреплении собственности на памятники истории и культуры за субъектом РФ для осуществления переданных полномочий. Принятие данного документа Комитет Ульяновской области по культурному наследию ждал уже давно, но в связи с изменением адресов с советских времён и неточным наименованием памятников принятие данного Распоряжения неоднократно переносилось.
Передача памятника федерального значения в собственности субъекта РФ освободит областные учреждения культуры и образования от арендной платы. Вместе с тем все бремя содержания такого объекта будет возложено на субъект РФ.
Насколько тяжело это бремя, мы поинтересовались у директора Мемцентра – самого крупного объекта из пяти переданных.
– Мемцентр на самом деле находится в хорошем состоянии, — говорит Эдуард Шабалин. – В этом году на его содержание, то есть на косметический ремонт, и зарплату его сотрудников из регионального бюджета нам выделили около 38 млн рублей. Много это или мало? Я так скажу, на названные цели этого хватает. Но если говорить о модернизации здания (все-таки с его основания прошло уже 42 года) – замена инженерных систем, усовершенствования в техническом плане выставок, приобретении какой-то еще техники и мебели – то надо около 1 млрд. рублей. Понятно, что в региональном бюджете таких средств нет.
Но, напомним, есть проекты по усовершенствованию этого памятника истории. Вполне возможно, найдутся инвесторы, которые захотят вложить средства в модернизацию Мемцентра.
Как сообщили в Комитете Ульяновской области по культурному наследию, в настоящее время в Правительстве Российской Федерации готовится проект Распоряжения Правительства РФ об утверждении перечня объектов культурного наследия федерального значения, которые будут закреплены в собственности Российской Федерации. Тем самым определится юридическая «судьба» других памятников федерального значения, в том числе памятников монументального искусства и памятников археологии.
Ирина Антонова