Разгоревшаяся в августе борьба за передел рынка школьного питания привела к его коллапсу: как минимум, до середины сентября детей в большинстве городских школ кормить, вероятно, не будут, а вся эта отлаженная система оказалась на грани краха.

Споткнулись, что называется, на ровном месте.

Предстояла рядовая процедура в связи с тем, что закончилось действие договоров с предприятиями, обслуживающими школьные столовые. Заключаются они на тот период, на который в городском бюджете находятся деньги, предназначенные на питание школьников, имеющих право на бесплатные обеды. Предстояли конкурсы и заключение новых договоров. По логике следовало бы просто продлить их действие с муниципальными предприятиями, которые обеспечивали питание детей до сих пор и имеют базу, персонал, оборудование и опыт и не имеют серьезных нареканий по качеству, но порядок требует конкурсов.

В канун их проведения к дележу бюджетного пирога решили подключиться близкие к власти частники. На городское руководство было оказано, скорее всего, давление, и оно хотело все сделать по-тихому, отобрав обслуживание школ у своих предприятий и отдав его вместе с деньгами назначенным претендентам. Поднялся шум в прессе, все это дело сорвалось, и теперь конкурсы пройдут только 3 сентября. Еще десять дней требуется по регламенту на подписание самих договоров, и поставлять продукты в школы в это время будет просто некому. В пылу схватки за бюджетный пирог о детях, видимо, просто забыли.

Конкурсы, кстати, предстоят заведомо ущербные. Отбор ведется по принципу наименьшей цены, то есть выиграет тот, кто запросит за свои услуги меньше всего. Велик шанс, что частники будут сбивать цену до минимума, поскольку терять им нечего. Базы, оборудования и персонала у них нет, проверка качества продуктов по большому счету отсутствует, так как медико-санитарной службы у них тоже нет.

Расходы, следовательно, минимальные, и еще можно будет иметь навар. А если дела не заладятся и власть, к примеру, захочет от их услуг отказаться, они хлопнут дверью и уйдут.

В ряде регионов действует система, при которой конкурс учитывает наличие базы и опыта, и преимущество при такой системе в нашем случае было бы у муниципальных предприятий, но у нас это не практикуется.

Муниципалы оказались в одной связке с частниками, что напрямую грозит качеству школьного питания. В общем, ситуация доведена до абсурда, и в ее центре не дети, как должно бы быть, а деньги. На период сентябрьского безвременья можно было бы заключить срочные контракты с предприятиями на поставку продуктов в школы, но сделано ли это, нам неизвестно.

Артур Таниев