На прошедшей неделе в Ульяновске прошёл Международный авиатранспортный форум (МАТФ-2012) – один из крупнейших деловых конгрессов по обсуждению вопросов развития авиации в нашей стране наряду с Международным авиакосмическим салоном в подмосковном городе Жуковский (МАКС). Какие перспективы открыл прошедший форум для нашей области?
МАТФ-2012 стартовал 23 августа и все три дня проходил на территории аэропорта «Восточный». Тысяча участников из 15 стран мира, ведущие специалисты авиационной отрасли и её самые авторитетные эксперты – уже в день открытия международный статус форума был неоспорим. Символично, что форум проходил именно на территории «Восточного»: привычное для аэропортов множество людей, говорящих на разных языках мира, здесь предстало в виде огромной дискуссионной площадки, где обсуждались самые разные вопросы отрасли. Но все они, так или иначе, сводились к одному: что необходимо сделать для развития авиации в нашей стране? Знаменательно, что для поисков ответов на этот вопрос был выбран Ульяновск. Именно наш регион одним из первых сделал ставку на возрождение авиационной отрасли, и здесь, что называется, положение обязывает. В Ульяновске находится крупнейший завод «Авиастар-СП», рядом с ним расположен международный аэропорт и создана единственная в России уникальная особая экономическая портовая зона.
– Ульяновская область – последовательный сторонник идеи о том, что Россия должна оставаться авиационной державой, – подчеркнул губернатор Сергей Морозов. – Ради этого мы и создали уникальную пилотную площадку – особую экономическую портовую зону, где созданы условия для сборки, техобслуживания и ремонта воздушных судов, грузовой логистики. Уверен, что наш логистический потенциал способен помочь Ульяновску занять достойное место на международном рынке авиационного транзита.
В первый же день форума региональное правительство заключило инвестиционное соглашение о строительстве на территории этой зоны пункта технического обслуживания самолётов.
Все эти уникальные возможности и перспективы нашего региона не могли не отметить участники форума. Об этом говорили в своих приветствиях и почётные гости конгресса – Дмитрий Рогозин, заместитель Председателя Правительства РФ, Михаил Бабич, Полномочный представитель Президента РФ в ПФО, Министр транспорта РФ Максим Соколов и многие другие.
Для простых же ульяновцев важен другой вопрос: есть ли будущее у «Авиастара», будут ли заказы, а, значит, и работа? Об этом вице-премьера Дмитрия Рогозина десятки журналистов спрашивали на фоне новенького Ил-476 – транспортного самолёта, созданного недавно на ульяновском авиазаводе. Крылатая машина полностью собрана, планируется, что к концу сентября этот тяжеловес поднимется в воздух.
– Сразу после этого по поручению Президента РФ Владимира Путина мы собираемся выйти на большой контракт на несколько десятков самолётов для нужд Вооружённых сил России, – добавил Дмитрий Рогозин. – Это первый большой контракт, которого так долго ждали на этом заводе и который поможет создать новые рабочие места. Также мы ожидаем, что здесь будут развёрнуты работы по ремонту и модернизации самолётов Ан-124 «Руслан», находящихся на вооружении ВВС. Думаю, завод до 2020 года будет загружен «по горлышко».
Помимо производства универсального Ил-476 (эта модель имеет и военное, и гражданское назначение), в рамках авиатранспортного форума между чешской компанией «Evektor» и Правительством Ульяновской области велись переговоры о создании в Ульяновске производства по выпуску нового воздушного судна EV-55.
– Данный самолёт необходим нашему региону и всей России в целом. В настоящее время нет современных аналогов воздушному судну, чьё назначение в местных перевозках было бы столь разнообразно. Самолёт способен летать на короткие расстояния в любую погоду и перевозить грузы весом до 1800 кг. Поскольку Правительство Ульяновской области уделяет повышенное внимание малой авиации, то для поступательного развития этого направления необходимо соответствующее судно, – пояснил Николай Никифоров, помощник Губернатора Ульяновской области по авиационным вопросам.
Обсудили в первый день и вопрос развития региональных перевозок. Для России, чьи границы простираются на 9 часовых поясов – проблема более чем актуальная. А в том, что парк пассажирских самолётов в регионах нужно обновлять, ни у кого сомнений нет. Но как сделать так, чтобы у людей снова вернулось доверие к полётам на самолётах внутри страны, чтобы летать из одного города в другой было бы привычно, а главное – доступно? Например, не так давно открылся новый авиарейс «Ульяновск – Санкт-Петербург». Поначалу он не пользовался особой популярностью, но со временем люди стали понемногу привыкать к удобному и экономичному по времени маршруту. Всего же количество маршрутов внутри Приволжского федерального округа в ближайшие годы планируется увеличить более чем в 10 раз – с 5 до 56.
– Планируется, что ежегодно в Поволжье 170 тысяч человек предпочтут авиасообщение другим видам транспорта, – заявил Валерий Окулов, заместитель Министра транспорта РФ.
Завершился же первый день МАТФ-2012 в УВАУ ГА. В этот день в стенах училища был торжественно открыт комплексный тренажёр самолёта Airbus А320, стоимостью около 380 млн рублей. На таком оборудовании, полностью имитирующем систему управления воздушным судном, будущие пилоты обучаются до того, как сядут за штурвал настоящего самолёта. Раньше в УВАУ ГА курсанты обучались на тренажёре отечественных судов, а когда они приходили работать в иностранные авиакомпании, где используются иностранные самолёты, им приходилось переучиваться. Теперь же такой необходимости не будет. До конца этого года в вузе также должны появиться тренажёры самолёта ТУ-204 и SSJ-100, а в 2013 году – Boeing-737, ATR-42/72 и дополнительные учебные тренажёры. Всё это позволит УВАУ ГА стать ведущим в России научно-образовательным центром гражданской авиации для подготовки и повышения квалификации пилотов. Соглашение о создании такого центра было заключено во второй день форума.
– Сегодня состоялось то, к чему мы шли очень долго, – отметил после подписания соглашения Сергей Краснов, ректор УВАУ ГА. – Думаю, у нас есть большие перспективы для научной деятельности в гражданской авиации.
В этот же день была подписана серия наиважнейших для нашего же региона соглашений, необходимых для развития российского военно-морского флота, оборонно-промышленного комплекса и оборонных предприятий нашей области. Также в рамках МАТФ-2012 был подписан меморандум о вступлении ульяновского кластера Консорциум «Ульяновск Авиа» в Европейское партнёрство аэрокосмических кластеров. Впервые наша страна получит возможность участвовать в этом престижном мировом объединении.
Два дня форума было отдано для обсуждения проблем авиационной отрасли ведущим специалистам, профессионалам. В заключительный же день МАТФ-2012 был организован молодёжный форум «Я – авиатор!» -ещё одна дискуссионная площадка, участниками которой стали дети и подростки, увлечённые авиацией, занятые в авиаклубах и кружках. Впервые в этом году в рамках форума прошёл торжественный приём в «Лигу Юных Авиаторов». Эта хорошая традиция, существовавшая в Ульяновске с 1960-х годов, была напрочь забыта в 90-е годы. В прошлом году губернатор Сергей Морозов предложил её возродить. И вот в последний день авиафорума несколько юных ульяновцев получили из рук главы региона свидетельства о вступлении в «Лигу Юных Авиаторов».
– Сегодня перед авиационной отраслью России стоят самые амбициозные планы, связанные с развитием самолётостроения, развитием транспортных перевозок, созданием новых рабочих мест. Но их реализация была бы невозможной без привлечения в отрасль молодёжи. Молодые люди должны с ранних лет почувствовать свою причастность /с развитию отечественного авиастроения, – отметил Сергей Морозов.
В рамках молодёжного форума ребята поучаствовали в многочисленных ток-шоу и «круглых столах», пообщались с ведущими специалистами авиаотрасли. Ребята выстраивались в очередь, чтобы задать вопросы настоящим профессионалам авиации.
А в это время на территории аэропорта «Восточный» уже собирались тысячи ульяновцев. Знаменитое авиашоу проводится в областном центре уже не первый год, для жителей Нового города это вообще один из самых зрелищных и любимых праздников. Демонстрационные полёты самолётов Як-52, По-2, Extra-330, выступления чемпионов мира, проходы самолётов Ил-76 и Ан-124-100 и, конечно, высший пилотаж от «Балтийских пчёл» на реактивных самолётах Л-39 – ради этого шоу в «Восточный» ульяновцы приехали со всех районов города.
Но, пожалуй, самым впечатляющим был полёт авиационной группы высшего пилотажа ВВС «Соколы России». Легендарные истребители Су-27 гости авиашоу рассматривали ещё до их поднятия в воздух. Гордость и слава российской авиации, непревзойдённые военные самолёты, каких нет ни у одной страны в мире. Одиночный и групповой пилотаж на этих истребителях – это всегда зрелище, увидеть которое – большая честь и удовольствие. Фигуры высшего пилотажа в исполнении «Соколов» гости праздника наблюдали, не отрываясь. Фигуру «Колокол», когда самолёт под прямым углом поднимается ввысь, замирает, а после срывается вниз, знаменитую «Петлю Нестерова» и другие фигуры все смотрели, без преувеличения, с замиранием сердца – настолько это было зрелищно!
С этого года принято решение, что МАТФ в Ульяновске будет чередоваться с МАКСом в Жуковском, а это значит, что теперь для подготовки и улучшения организации ульяновского форума будет больше времени. В целом же эксперты МАТФ-2012 отметили значимость ульяновского форума в деле развития авиационной отрасли всей страны, ведь, как подчеркнул Василий Шапкин, генеральный директор ГосНИИ гражданской авиации, участник форума:
– Ульяновская область – это именно тот регион, который может возродить авиатранспортную отрасль России.