В канун Второй Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» разговор нашего корреспондента с директором Карсунской детской школы искусств имени А.А.Пластова Владимиром Фроловым.

– Когда и с чего начиналась возглавляемая Вами школа?

– Сам я местный. После окончания Ульяновского педагогического училища №1вернулся в Карсун, работал в средней школе, вёл уроки рисования. Очень скоро стал понимать, что мне тесно в рамках 45-минутного школьного урока и больших успехов, о которых мечталось, мне не добиться. Пришёл в музыкальную школу и предложил директору: «Давайте откроем художественное отделение». Это было в 1979 году. Набрал группу из 12 ребят. С этого всё и началось.

Через год работы у меня появилась ещё одна группа. Начал устанавливать связи с газетой «Пионерская правда», Министерством культуры и даже Комитетом советских женщин. Убедился, что мои ребята ничем не хуже городских: правильно мыслят, очень точно изображают жизнь, которая их окружает. Стал посылать их рисунки на выставки и конкурсы.

– Что особенного было и есть в рисунках детей вашей школы? К тому говорю, что существуют каноны, по которым проходит обучение.

– Мы не стали замыкаться на так называемом классическом искусстве и рисовать только гипсовые изваяния. Пусть отображают жизнь во всё её многообразии: рисуют животных, сельские пейзажи, родной дом, любимую речку … Стал давать ребятам углубленные задания именно по таким темам. Они потянулись к зарисовкам, стали выдавать целые серии работ в самых различных направлениях. Появилась возможность выставлять их произведения в «тарелке» технического университета, в педагогическом университете, в Законодательном собрании.

– Серьёзность подхода к творчеству вызвала желание «покорить» Москву …

– Можно сказать и так. Сегодня мы устраиваем в столице не менее пяти-шести своих выставок ежегодно: на Поклонной горе, в академии Генерального штаба, музее Шаляпина, на Воробьёвых горах. Организовали восьмую по счёту выставку в Союзе писателей России, где, кстати, у нас есть, пусть и небольшая, но своего рода экспозиция, причём, постоянно действующая. Заключили договоры, и нас постоянно приглашают.

Делается это не ради прихоти. Наши дети такие же талантливые и одарённые, что и столичные ребята. Другое дело, что им надо помочь найти себя, поверить в свои способности, научиться выражать свои мысли художественными образами. В этом и состоит задача педагога. Без большой любви к детям решить её просто невозможно.

– Только ли этими качествами объясняется сосредоточие талантов на Карсунской земле? Школ, как известно, много, но ваша – Карсунская — уникальна и неповторима.

– Как директор школы, постоянно ратую за детей, их у нас, самых талантливых и одарённых, на пяти отделениях сегодня 220 из 11 сёл Карсунского района. Они не только рисуют, но и поют, танцуют, музицируют. Их работы знают в 16 странах и крупнейших музеях мира, а картины находятся даже в Нью-Йорке, в выставочном зале Организации Объединённых Наций.

Среди наших детей много лауреатов и дипломантов международных и российских конкурсов. Есть стипендиаты Министерства культуры России, лауреаты премии Фонда Владимира Спивакова. Выпускник нашей школы Саша Свиязов является автором памятника Аркадию Александровичу Пластову на его родине в Прислонихе.

В эти дни делегация Карсунской ДШИ находится в Ереване на международном пленэре, передаёт творческий опыт школы. Он у нас накоплен достаточный. Приведу такой факт. Программой определено, что ребята в группах должны быть в возрасте 10-12 лет. Со временем я на собственном опыте убедился, что дети тянутся к искусству очень рано: с четырёх-пяти лет. Так почему не принимать их в школу с такого возраста? Время очень быстро показало, что мы не ошиблись в своём решении.

Или такой пример. Нашей находкой является музей под открытым небом на улице Гусева в Карсуне. Там на огромном полотне выставлены18 детских работ. Представьте только, какую гордость должны испытывать создавшие их ребята. Идею рекламы детского художественного творчества мне в своё время подсказал губернатор Сергей Иванович Морозов. Помните рисунок озорной и весёлой коровы Зорьки, ставшей символом сельскохозяйственной переписи населения? Именно после этого мы стали размещать на баннерах наиболее удачные работы карсунских детей.

– Как педагогу и руководителю, с какими проблемами Вам приходится чаще всего сталкиваться?

– С материальными. Если рисовать только акварельными красками, то больших затрат, конечно же, не потребуется. Но если стремиться к получению серьёзных результатов, то требуется очень многое, в первую очередь, бумага, холсты, масляные краски. Согласен, имея их ребёнок, может создавать одну картину несколько месяцев. Зато видит результат, начинает в душе чувствовать себя профессионалом и художником. Вот этого я и добиваюсь.

Открою вам секрет. Мне в декабре исполняется 60 лет. Появилась у меня задумка издать хороший альбом с репродукциями своих учеников. Не к собственному юбилею: вдруг придётся уходить? Каждый должен оставлять о себе добрую память. Поехал в корпорацию продвижения технологий. Там заверили, что альбом получится великолепный. Но на его издание требуется 350-400 тысяч рублей. Написал в разные места несколько писем. Результата пока нет. Только от задуманного отступать не буду. Если хотите, это мечта: создать такой альбом, вручить губернатору, министру культуры, пусть ещё раз посмотрят, что сельские дети в своём творчестве достойны нашего знаменитого земляка, народного художника Аркадия Александровича Пластова.

Виктор Никитин