Озвученные региональным руководством инициативы по изменению порядка продажи алкогольных напитков вызвали новую волну дискуссий и споров среди ульяновцев. Одни выступают против любых искусственных запретов на продажу спиртного на местах, считая их нарушением конституционных прав, другие, напротив, полагают, что областные власти не предпринимают никаких мер по борьбе с алкоголизацией населения, и ратуют за введение «сухого закона» на территории всей области.

Право выбора
Не так давно, напомним, правительство Ульяновской области вынесло на общественное обсуждение сразу два законопроекта, предусматривающих введение новых ограничений на продажу алкогольных напитков. Предлагается, в частности, в будние дни продлить разрешенное время розничной продажи алкогольной продукции на один час – до 21.00 (сейчас в такие дни реализация спиртного запрещена с восьми часов вечера до восьми часов утра). Однако одновременно планируется ограничить продажу алкоголя с утра – до 11.00. Видимо, чтобы лишить возможности выпивавших накануне опохмелиться. (Какое доскональное проникновение в проблему!) Причем, начиная с 1 января 2013 года, эти ограничения будут касаться всех спиртных напитков, включая пиво.

Как и прежде, спиртное крепче 15 градусов нельзя будет купить в субботу и в воскресенье, 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября в течение суток. Наконец, правительство региона берет на себя право вводить полный запрет на продажу спиртного на территории отдельных населенных пунктов, если за это проголосуют две трети живущих там людей. Второй законопроект предусматривает введение административной ответственности за нахождение в общественных местах с открытыми бутылками и банками с пивом и другим алкоголем.

Известный ульяновский журналист, телеведущий и музыкант Евгений Карманов уже успел прославиться на всю страну тем, что в прошлом году заявил о своей готовности дойти до Конституционного суда РФ, лишь бы доказать противозаконность введенных региональной властью ограничительных мер по продаже алкоголя. Он указал на противоречие соответствующих региональных нормативных актов сразу трем федеральным законам. Так, Федеральный закон №171-ФЗ гласит, что полномочиями в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обладает только Москва. Запрещая продавать спиртное магазинам, власти допускают его реализацию в кафе и ресторанах – и это уже нарушение Закона «О конкуренции». Наконец, Карманов отметил противоречие Конституции РФ, которая гласит, что граждане России не могут быть ущемлены в своих правах ни по какому принципу – в том числе и по территориальному. Сегодня, получается, что, скажем, у жителей Самары больше прав, чем у нас, только на основании того, что мы живем в Ульяновске.

Ящик коньяка на спор
В то же время в Комитете общественной безопасности по Ульяновской области считают, что региональным руководством предпринимаются недостаточные меры по ограничению потребления населением алкоголя, а в чем-то чиновники даже способствуют алкоголизации ульяновцев.

Согласно официальным данным, в Ульяновской области – один из самых высоких среди российских регионов показателей доступности алкогольных напитков. На одну торговую точку, реализующую спиртное, у нас приходится 489 жителей (показатель в среднем по России – 557, в Москве – 2500). И это без учета мест продажи алкоголя, не подлежащих лицензированию (киосков, павильонов), и нелегальных точек продажи горячительного.

– По признанию властей области, в результате разрекламированных антиалкогольных мер им практически не удалось снизить количество потребляемого населением алкоголя, зато значительно увеличились объемы выпитого пива, – говорит председатель комитета Денис Денисов. Сегодня региональным органам власти федеральным законодательством предоставлены широчайшие полномочия по ограничению продажи алкоголя, вплоть до введения полного запрета на продажу спиртного. На словах областные чиновники не устают заявлять о необходимости борьбы с алкоголизмом, но что происходит на деле? Как известно, 22 июля 2011 года вступили в силу изменения в 171-й федеральный закон от 22 ноября 1995 года, касающиеся запрета торговли алкоголем, в том числе пивом, на автозаправочных станциях и остановках общественного транспорта. Прошло больше года, но многие предприниматели продолжают торговать пивом. И в этом их поддерживает власть, подготовившая для бизнесменов специальную «дорожную карту», содержащую алгоритм действий по обходу федерального закона. В результате одни киоски вдруг превратились в стационарные магазины, другие остались на своих местах, но поблизости от них исчезли остановочные павильоны.

По словам Денисова, именно чиновники, заявляя о необходимости отрезвления населения, сами пропагандируют культ алкоголя: – Сколько раз приходилось наблюдать поведение чиновников на различных праздничных мероприятиях, презентациях, приемах. Непременным спутником таких событий является алкоголь. Выпив бокал шампанского, человек, занимающий высокий пост, отправляется работать дальше. Но почему в нетрезвом виде управлять автомобилем нельзя, а, скажем, областью можно? Или другой пример. Недавно одна высокопоставленная персона заявила, что «поставит ящик коньяка тому, кто покажет ему базу НАТО в Ульяновске». Призыв весело поддержало руководство области. Судя по всему, для этих людей ящик коньяка является какой-то серьезной ценностью.

За водкой в соседний регион
Ульяновские предприниматели высказываются против введения дополнительных ограничительных мер по реализации алкоголя, считая, что это негативно скажется как на безопасности ульяновцев, так и на региональном бюджете.

«Продажа алкогольной продукции после внесения дополнительных ограничений перекочует в частный сектор и в соседние регионы, – говорится в обращении сообщества предпринимателей Майнского района. Уже сейчас жители пограничных населенных пунктов активно приобретают алкогольную продукцию в соседних регионах. Основное зло идет от продажи технического или другого спирта сомнительного качества, употребление которого увеличивает зависимость и часто заканчивается летальным исходом. На законно торгующих предпринимателей и так давит тяжелое налоговое бремя и жесткие штрафные санкции. Мы – граждане РФ, уважаем все законы, и мы хотели бы, чтобы закон об обороте легального алкоголя действовал на территории нашей области без дополнительных ограничений».

Вадим Пилюков