Пассажиров ульяновских маршруток чиновники призывают записывать бесчинства перевозчиков на видео и выкладывать в интернете «для всеобщего обсуждения».

Региональное министерство транспорта обещает влиять на нарушителей в рамках своих полномочий. В ГИБДД заявляют, что работают с видеодоказательствами только в тех случаях, когда поступает официальное заявление с указанием полных данных заявителя, а на ролики во всемирной сети не обращают никакого внимания.

Как объяснил региональный министр промышленности и транспорта Андрей Тюрин, каждый житель области, ставший свидетелем каких-либо неправомерных действий со стороны перевозчиков, может заснять происходящее на видео и выслать его на электронную почту по адресу: video@parkovka.pro.

После этого запись будет выложена на специально созданном интернет-портале Parkovka.pro.

На полученную информацию в министерстве обещают реагировать в рамках своих полномочий, которые, надо сказать, весьма ограниченны.

Теоретически орган может расторгнуть договор на организацию пассажирских перевозок с перевозчиком-нарушителем, однако как-то повлиять на маршрутчиков, работающих в Ульяновске, областные чиновники не в силах – это полномочия городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта. В то же время к перевозчикам, работающим на внутриобластных линиях, такие санкции практически не применяются, так как найти замену проштрафившемуся перевозчику, бывает, не представляется возможным.

Видеоматериалы от пассажиров могли бы стать ценной информацией для компетентных контрольно-надзорных и правоохранительных органов.

Однако в самих органах заявляют, что с размещенными в интернете видеороликами они не работают. Как пояснили в ГИБДД, существует некий внутренний приказ министра внутренних дел, запрещающий сотрудникам полиции реагировать на анонимные сообщения граждан, а размещенные в интернете материалы как раз такими и являются.

В принципе привлечь к ответственности нарушителя, попавшего в объектив видеокамеры, все же можно, но крайне сложно, признают в Госавтоинспекции. Для этого сознательному гражданину необходимо обратиться с заявлением с полным указанием своих данных в ГИБДД по месту совершения правонарушения. В заявлении нужно указать способ фиксации факта правонарушения, номер транспортного средства нарушителя, описать, как все происходило, приложить к заявлению видеозапись, указав марку и модель записывающего устройства. Полиции, даже если удастся по номерам установить и найти собственника транспортного средства, придется доказать, что в момент нарушения именно он был за рулем, а это практически невозможно.

Презумпция невиновности, как известно, была отменена лишь в отношении нарушений ПДД, зафиксированных автоматическими приборами фото- и видеофиксации.

Кроме того, для учета нарушений со стороны водителей общественного транспорта областной минтранс предлагает сформировать единую региональную базу по перевозчикам с привязкой к обслуживаемым маршрутам, в которой отражать количественные показатели выявленных нарушений Правил перевозки пассажиров и Правил дорожного движения, допущенных по вине водителей, зафиксированных в том числе системой спутникового мониторинга, и установить балльную систему оценки по каждому нарушению. Все для того, чтобы «не реже одного раза в квартал анализировать данную базу» и заслушивать самых нерадивых перевозчиков на заседаниях комиссии при губернаторе по обеспечению безопасности дорожного движения. Интернет-сайт Parkovka.pro работает уже больше двух недель, однако за это время там появилась лишь одна видеозапись – видеорегистратор зафиксировал, как впереди стоящая «девятка» начала движение через перекресток проспекта Нариманова и улицы Юности на красный сигнал светофора. Казалось бы, факт нарушения – налицо, но едва ли водитель понес за это наказание. Разработчики сайта, впрочем, и не скрывают, что расчет сделан на «общественное порицание» нарушителей, виртуальные споры, то есть выпускание пара.

Проблемы же так и останутся нерешенными.

Вадим Пилюков