Дальнейшую судьбу протестного движения в России в минувшую субботу обсуждали в одной из частных мини-гостиниц Заволжья – в рамках автопробега «Белый поток» наш город посетили депутат Госдумы РФ Илья Пономарев и представитель движения «Солидарность» Михаил Шнейдер.

Прибыв с часовым опозданием на нескольких автомобилях, участники автопробега поприветствовали местных оппозиционных активистов. Ульяновск стал 29-м по счету городом, в котором побывал «Белый поток». Оппозиционный автопробег стартовал 27 августа в Красноярске. Всего участники акции планируют посетить 50 российских городов и до 15 сентября доехать до Москвы, влившись в «Марш миллионов».

Вначале Илья Пономарев посетовал на отдаленность места встречи от центра города. Как объяснили орга-низаторы, частная гостиница «АРТУльяновск» на Верхней Террасе оказалась единственным заведением, располагающим конференц-залом, осмелившимся принять у себя оппозиционеров. И, видимо, не случайно. Еще до приезда автоколонны у гостиницы выстроилась вереница автомобилей с сидящими внутри людьми в форме и без с видеокамерами.

Три вопроса
Сейчас Илье Пономареву 36 лет, а первый шаг в политику он сделал в 15, став зампредом Московского штаба пионерской организации. Еще через пять лет, будучи профессиональным программистом, устроился в нефтяную компанию ЮКОС, которая в 2003 году делегировала его в компартию создавать информационно-технологический центр ЦК КПРФ. После очередных парламентских выборов получил новый фронт работ – проведение радикальных акций. С тех пор является постоянным участником протестных акций.

Не сбавил Пономарев своей оппозиционной деятельности и после избрания в прошлом году в Госдуму от партии «Справедливая Россия».

Свое выступление в Ульяновске Илья Пономарев начал с того, что задал собравшимся три вопроса.

– Везде, где бываем, мы стараемся получить на них ответы, – отметил депутат. – Во-первых, какова роль регионов в нынешнем протестном движении? На этот счет существует два противоположных взгляда. Первый из них заключается в том, что протестовать стоит лишь в Москве, ведь революции совершаются в столицах, тем более все желающие могут туда съезжаться из других городов. Другие считают, что Москва – это не Россия, что протестное движение только тогда будет сильно, когда будет одновременный выход на улицу людей и в столице, и на периферии. Я считаю, что регионы важны. Достаточно сказать, что, когда мы вели избирательную кампанию, проводили конкурс лозунгов, с большим отрывом победил: «Хватит кормить Москву!». Во-вторых, нужно ли оппозиционному движению выдвигать своего лидера?

Когда в конце прошлого года народ вышел на Болотную площадь, для многих было важно именно то, что люди сделали это сами, без чьего-то указания. Однако президентские выборы показали, что мы не предлагаем избирателям никакой реальной альтернативы. В итоге даже коммунистические бабушки голосовали за Прохорова, просто потому, что он новый, высокий и красивый. На мой взгляд, лидером должен быть не кто-то один, потому что это опасно и для движения, и для него самого, а несколько человек. И в-третьих, вопрос программы. Для широкой массы людей лозунг «За честные выборы!» непонятен. Рост цен и тарифов ЖКХ, низкие зарплаты, проблемы здравоохранения и образования, транспортного обслуживания, разбитые дороги – вот то, что зажигает людей. Да, честные конкурентные выборы, свобода слова – это средство решения всех этих проблем, но россиян волнуют земные, конкретные вопросы.

Часть наших союзников, к примеру, Алексей Навальный, считает, что попытка создать общую программу расколет оппозиционный лагерь, поэтому, считает он, нужно сначала совместными усилиями избавиться от этой власти и только после этого действовать. Я думаю иначе, ведь нечто подобное мы уже проходили в 90-х, когда Ельцин заявлял: «Давайте выгоним партократов, лишим их привилегий и установим рынок, который сам все отрегулирует». Как видим, партократы остались, привилегий стало еще больше, а рынок так ничего и не отрегулировал.

С кем справедливороссы?
По словам депутата, первый шаг к самоорганизации оппозиционных сил уже сделан – принято решение о создании Координационного совета, выборы в который пройдут 20-21 октября. Без провокаций со стороны провластных структур не обходится.

Отвечая на вопрос, как в результате предварительного голосования в лидерах оказался человек по прозвищу Тесак, Пономарев рассказал, что деньги за его регистрацию отдала некая Виктория Чухрай, помощник Кристины Потупчик (движение «Наши»), а затем голоса «накручивали» члены прокремлевского движения. Все для того, чтобы дискредитировать новый орган и все оппозиционное движение.

«Почему столь пассивную позицию в поддержке протестного движения занимает руководство партии «Справедливая Россия»?» – задали вопрос Пономареву.

– Партия поддерживает протестное движение, но ее руководство не хочет участвовать в митингах в качестве политического объединения, считая, что от этого может пострадать само это движение, – ответил он. Миронов после каждого митинга высказывался в поддержку его участников в стенах Госдумы, и более того, первая сцена на Болотной площади была оплачена именно «Справедливой Россией».

Спросили Пономарева и про местное отделение партии «Справедливая Россия».

– Есть характерный показатель: если в регионе задают вопрос о местном отделении партии, значит, с ним не все в порядке. Ульяновское – не самое сильное наше отделение. Ему нужно серьезно работать над созданием своего собственного политического лица, лидеры находятся в двойственном состоянии, – считает депутат.

Виртуальные избиратели
Михаил Шнейдер рассказал о реализации проекта «Гражданин наблюдатель», благодаря которому за выборами на общественных началах следит уже около 14 тысяч добровольцев.

– На парламентских выборах в декабре прошлого года у оппозиционных сил, по нашим подсчетам, было украдено около 16 миллионов голосов, – рассказал он. – Определить масштаб фальсификаций на президентских выборах в марте и вовсе не представляется возможным, так как появились совершенно новые приемы обмана, причем в разных регионах – свои. К примеру, в Москве и Рязанской области использовалась технология виртуальных избирательных участков, когда участок создавался где-то на рынке, весь избирательный день был закрыт, а ближе к вечеру открывался и оказывалось, что 95 процентов «избирателей» там проголосовали за нужного кандидата.

В столице появлялись виртуальные избиратели, когда, к примеру, пятиэтажный дом превращался в 20этажный: реальными избирателями были жители первых пяти этажей, но приходили с паспортами и регистрировались и те, кто жил на несуществующих верхних этажах. Наблюдателям в данном случае распознать обман практически невозможно. По этому поводу даже был суд в микрорайоне Люблино, который признал факт подлога, но результаты выборов не отменил, посчитав, что они не оказали серьезного влияния на результат голосования.

Сейчас движение «Гражданин наблюдатель» инициирует проведение всероссийского референдума по вопросам изменения выборного законодательства, в который планируется вынести пять вопросов: нужны ли в России прямые выборы глав субъектов РФ; необходимо ли разрешать политическим партиям создавать избирательные блоки; необходимо ли отстранять органы власти от формирования избирательных комиссий; необходимо ли вводить в России выборность мировых судей и участковых уполномоченных. Согласно закону, референдум проводится в случае наличия в не менее чем 42 субъектах РФ инициативных групп численностью от ста человек в каждой.

Вадим Пилюков