Руководство Ульяновска намерено законодательно ограничить высоту строящихся в центре города домов на уровне «не выше трех этажей плюс четвертый мансардный».

Вопрос лишь в том, будет ли соблюдаться запрет и какими границами чиновники очерчивают «центр города». Инициативу озвучила глава города Марина Беспалова на очередном аппаратном совещании во вторник. Поводом послужил субботний объезд строящихся в центральной части Ульяновска жилых домов. Наибольшие нарекания у чиновников, напомним, вызвал проект 15-этажного здания по второму переулку Мира. В новом доме сдается более 150 квартир, а парковочные места у него планируется оборудовать всего на 70 машин. При этом уже сейчас в районе, где строится много высоток, не хватает места – не только для машин, но и для детских площадок, зеленых зон, мест отдыха. Застройщики рассказали губернатору и главе города о готовящемся строительстве рядом еще одного девятиэтажного дома на месте нескольких уцелевших частных домов, однако Марине Беспаловой эти планы не понравились.

– Дом еще не заселен, а там уже проехать невозможно, – заявила она. – Случись ЧП, экстренные службы не смогут подобраться. Сама дорога полностью разбита строительной техникой. Там нужно строить не жилой дом, а многоуровневый паркинг для автомобилей.

Каждый строящийся жилой дом сегодня должен быть обеспечен парковочными местами из расчета одно машино-место на одну квартиру.

В противном случае проект не должен получать положительного решения госэкспертизы.

Марина Беспалова заявила о намерении ввести мораторий на выдачу новых разрешений на строительство высотных зданий в центре города. Планируется, что продлится он до конца года. За это время должны быть пересмотрены требования к новому строительству в городе, особенно в его центральной части.

Позже этот вопрос глава города подняла вновь, так как стало известно о существующих проектах строительства высоток по улицам Бебеля и Радищева. В частности, один из многоэтажных домов планируется построить на месте недостроенного бассейна у лицея при УлГТУ (бывшая школа №4). Также известно о планах другой строительной компании возвести на небольшом пятачке на перекрестке улиц Орлова и Федерации 25-этажный жилой дом.

Марина Беспалова указала на предписания прокуратуры, требующей ограничить строительство капитальных объектов в оползневых зонах Ульяновска.

– Думаю, нам нужно внести поправки в Генплан города и в Правила землепользования и застройки, которые бы ограничивали высоту вновь возводимых зданий в центральной части города тремя этажами плюс четвертый мансардный. При выдаче разрешения на строительство нужно учитывать не только сложившуюся архитектуру, но и сложную геологию Ульяновска. Каждая высотка дает повышение уровня грунтовых вод, а это провоцирует оползни. Город выдохся, он не может больше существовать в таких условиях, – отметила она.

Обращение было адресовано, в первую очередь, заместителю главы города по вопросам развития строительной отрасли Алле Садретдиновой и председателю городского комитета архитектуры и градостроительства Александру Капитонову, однако оба чиновника в настоящее время находятся в отпуске.

Сегодня запрет на строительство высотных зданий распространяется лишь на территорию Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», однако проблема в том, что четкие границы заповедника до сих пор законодательно не определены. Раз за разом этим пользуются недобросовестные застройщики, пытающиеся построить здания как можно большей этажности.

Так было, например, со зданием на улице Радищева, 6. Напомним, перед началом строительства проект был согласован с заповедником «Родина В.И. Ленина», так как рядом со строительной площадкой располагается знаменитый в Ульяновске «Теремок» – памятник истории архитектуры, построенный по проекту Федора Ливчака. Однако при возведении здания застройщик нарушил согласованный проект, и вместо двухэтажного дома на участке рядом с миниатюрным «Теремком» появилась четырехэтажка. Заповедник подал в суд иск с требованием привести здание в соответствие с согласованным проектом. Суд постановил, что этажи новостройки выше второго должны быть снесены. Другой пример: улица Ленина, 116а.

Разрешение на строительство на этом участке здания реабилитационно-оздоровительного центра было выдано городскими властями без согласования с заповедником «Родина В.И.Ленина», хотя территория принадлежит ему. Музейщики настаивали, что выходящая на улицу Ленина часть здания должна быть не выше двух этажей и в целом оно должно гармонировать с окружающей застройкой. Но в итоге объект таки достроили и сдали в эксплуатацию.

Кто и как будет определять границы центра города, пока не понятно. Если в течение многих лет их не могут определить в отношении памятников федерального значения, то что говорить об остальных городских улочках. А главное, будет ли вводимое ограничение работать. Есть риск, что для одних застройщиков центром города будет являться одна территория, а для других – сужаться до, скажем, одной улицы Гончарова.

Вадим Пилюков