Сентябрь – горячая пора. Вернувшись с отпусков, граждане с новыми силами берутся за работу. Школьники и студенты, соскучившись по своим однокашникам, возвращаются к учебе. С новым витком в жизни Ульяновской области совпало и подведение итогов восьми месяцев работы 2012 года Управления внутренних дел Ульяновской области. Об этом и о многих других важных для каждого ульяновца вопросах мы поговорили с начальником Управления МВД России по Ульяновской области генерал-майором полиции Андреем Петровичем Ларионовым, который по приглашению редакции разделил с «Молодёжкой» утреннюю чашку чая.

– Андрей Петрович, спасибо, что вы нашли время заехать к нам в гости. Уверены, что десяткам тысяч читателей «Молодёжной газеты» будет интересно знать мнение главного полицейского области о жизни полиции и различных вопросах общественной жизни. Отсюда и первый вопрос. Уместно ли, на ваш взгляд, сотрудничество УМВД области и СМИ и, если да, то в чём оно должно заключаться?

– Конечно же, уместно. И это не дань моде. Я с 25 лет на руководящих должностях и, исходя из своего опыта, считаю сотрудничество со СМИ даже обязательным. Думаю, это касается не только полиции. Власть должна доводить до населения информацию о своих действиях, о результатах своей работы. Прежде всего, чтобы иметь возможность получать ответную реакцию, даже если она будет критичной. Только так можно понять, в правильном ли направлении мы работаем. Именно поэтому мы всегда «за» сотрудничество, в том числе с теми Интернет-порталами и изданиями, которые, с нашей точки зрения, порой бывают необъективны. Помимо работы со СМИ, мы также проводим встречи с гражданами, выкладываем информацию о работе полиции на сайте УМВД и в моём личном блоге.

– Вы упомянули, что стали руководителем в 25 лет. Это большая ответственность в столь молодом возрасте, неправда ли?

– Да, действительно, мне было 25 лет, когда я был назначен на должность заместителя начальника отдела внутренних дел. Скажу так: в молодости есть огромный плюс – это колоссальное желание работать. Честно говоря, сейчас бы в управлении я некоторых полковников заменил бы старшими лейтенантами. Не всех, конечно, но есть среди «старожилов» и те, кто уже выработал своё и уже не так болеет за работу и общее дело.

– Существует ли сейчас что-то, что полиция предпочитает скрывать от общественности?

– Нет таких вопросов, которые нужно замалчивать и о которых мы не хотим говорить. Я полагаю, что на данный момент полиция вообще самая открытая из закрытых структур. Но всё же не стоит забывать о том, что наша деятельность регламентируется рядом законов. К тому же мы работаем в системе совместно со Следственным Комитетом РФ, Прокуратурой и другими силовыми структурами, иногда в интересах следствия важно умолчать о какой-либо информации. Именно поэтому наши комментарии порой так не многословны. Но это исключительно во благо дела, при этом, может быть, даже в убыток себе, ведь в этом случае мы упускаем возможность лишний раз похвастаться быстрой работой и явно проигрываем в «информационной войне». Что же касается бытующего мнения о том, что у нас существует практика так называемого увольнения «задним числом» тех, кто провинился, чтобы скрыть позор, то это всего лишь старый стереотип. Надо понимать, что для того, чтобы провернуть противозаконную аферу с таким увольнением, необходимо подделать и поменять кучу бумаг. Возможно, такая практика где-то еще есть, но мы её не поддерживаем. На такую махинацию никто из руководства не пойдёт, потому что всё это очень быстро вскроется.

– Нам известно, что недавно вы подвели итоги восьми месяцев работы за 2012 год возглавляемого вами Управления. Можно вкратце познакомить с ними наших читателей?

– Если говорить в общем, то по итогам работы за прошедшие месяцы отмечается снижение зарегистрированных преступлений более чем на 4%. Уровень преступности составляет 86 преступлений на 10 ООО человек. Это значительно меньше, чем в среднем по России и Приволжскому Федеральному округу, и меньше, чем было у нас же в прошлом году. Практически на 5% уменьшилось количество умышленных убийств. На 10,6% стало меньше грабежей, на 9,9% – автомобильных краж, на 13% – изнасилований. Снизилось на 14% количество преступлении, совершённых несовершеннолетними. Правда по прежнему много краж -треть от общего числа преступлений. Раскрываемость краж тоже не радует, она снизилась на 0,3%. Что же касается раскрываемости в общем, то она увеличилась с 65,6% до 66,3%, в то время, как в России этот показатель не превышает 57%.

– Андрей Петрович, за последнее время было несколько чрезвычайных происшествий с участием сотрудников полиции. Практически не было ни одной недели, чтобы что-то не случалось с сотрудниками ГИБДД. Как вы это можете прокомментировать?

– Уточню: с сотрудниками полиции в общем, а не только с сотрудниками ГИБДД. Действительно, есть дни, которые не обходятся без таких чрезвычайных происшествий. Есть среди них такие, в которых виноваты сотрудники полиции, а есть те, в которых они не виноваты. Во всех случаях мы разбираемся досконально и уже после принимаем решения. В целом же сегодня вся система настроена весьма жёстко на то, чтобы выявлять тех правонарушителей или непрофессионалов, которых не отсеяла переаттестация. Я даже горько замечаю, что дали бы нам уже время побороться с преступностью, а не с остатками личного состава. И так происходит не потому, что сотрудники полиции такие плохие, нет, это далеко не так. Просто в наших рядах, к сожалению, ещё остались те, кто позволяет себе правонарушения. Но я уверен, что вскоре придёт такое время, когда на расчищенную нами почву придут те руководители подразделений, которые будут заниматься только борьбой с преступностью.

– Андрей Петрович, у наших читателей и у редакции «Молодежной газеты» есть много претензий к работе областной ГИБДД и её начальника Сергея Моргачёва. А у вас претензии есть? Как вы думаете, подполковник Моргачёв находится на своём месте?

– Вопросы и претензии есть ко всем подразделениям и ко всем руководителям подразделений, но между тем это люди, которые делают свою работу. Что же касается конкретно УГИБДД и отношения общественности к нему, то я уже говорил не раз: с введением фото- и видеофиксации в день порой выявляется до пяти тысяч правонарушений. Один день – это 5 ООО, десять дней – 50 000, сто дней – 500 000, а за три квартала наказано, условно, всё население Ульяновской области. Скажите, будут в этой ситуации любить карательный орган? Конечно, нет. А проблема решается очень просто. Не нужно нарушать правила дорожного движения. У нас многие граждане до сих пор не понимают, что ПДД созданы для того, чтобы сохранить их же жизни. Редкий день на дорогах области никто не гибнет. Даже сегодня, 11 сентября, на 11 часов утра уже было известно о не-скольких авариях, в которых один человек погиб и десяток ранены. Что же касается работы руководителя УГИБДД Моргачёва, то он относится к ряду весьма инициативных, ответственных руководителей, хотя и по делу скандальных. Многие инициированные им изменения в структуре были весьма кропотливы в исполнении, однако только с помощью них нам удалось решить некоторые наболевшие вопросы. Кстати, ваша газета ошиблась, когда написала, что звание подполковника он получил досрочно.

– Относительно работы начальника УГИБДД мы, пожалуй, останемся при своём мнении. А вот касаемо камер фото- и видеофиксации хотели бы спросить у вас: способны ли они заменить сотрудников ГИБДД или это такая попытка прикрыть нехватку специалистов?

– Полноценно камеры, конечно, сотрудников не заменят, однако свою весомую лепту в достижении безопасности на дорогах они уже вносят. А вот нехватка кадров, действительно, имеет место быть, причем нехватка огромная. Сегодня после сокращения штатная численность УГИБДД составляет всего 46% от норм положенное™. Отсюда и многочасовые ожидания его сотрудников при совершённом ДТП.

– Андрей Петрович, существует ли сезонное разделение правонарушений? Если да, то чего жителям области нужно опасаться больше всего осенью?

– Такого разделения, пожалуй, нет. Разве что в зиму обычно увеличивается количество краж зимней резины. Остальные же преступления не связаны с сезонами года. Если же говорить о происшествиях в целом, то осень – это в первую очередь потерявшиеся в лесах грибники. В день по 10-15 человек. А зима и первые заморозки – это, конечно же, происшествия на дорогах.

– Впереди выборы в Законодательное Собрание области (предположительно, март 2013 года – ред.). Как всегда, к нам понаедет много «черных» политтехнологов, которые из нормальных людей будут «делать» преступников, а из бандитов – борцов за народное счастье. Как правило, фамилии этих «политтехнологов» всем известны. Однако, совершая преступления, они никогда никакой ответственности не несли. Что будет на этот раз? Повторится ли ситуация?

– Безусловно, выборы – это всегда сложное время. Отвечать за то, что было в прошлые годы, я не берусь. Исходя же из того, что есть на текущий момент, могу точно сказать: мы сделаем всё, что от нас требует закон, чтобы преступлений, связанных с выборами, не было. Правоохранительные органы – вне политики, и я очень надеюсь, что так оно и будет впредь.

– Что бы вы со страниц газеты хотели бы сказать действующим сотрудникам полиции и тем молодым, которые собираются стать на стражу закона? Помнит ли генерал Ларионов свои лейтенантские погоны?

– Тем, кто хочет поступить на службу в органы внутренних дел, нужно понимать, что они идут не за благами, не за льготами, тем более что льгот здесь практически не осталось. Они идут на тяжёлую и ответственную работу с ненормированным графиком. А пожелать как действующим сотрудникам, так и будущим, хотелось бы терпения и крепкого тыла. На практике сотрудники, у которых в семье все спокойно, работают лучше и добиваются больших высот в карьере. Что же касается моих погон, то я отлично помню свои лейтенантские дни. Вообще в жизни офицера, как мне кажется, есть несколько запоминающихся званий. Первое и, наверное, такое задорное – это лейтенант, потом более зрелое и опытное – капитан, а затем уже полковник – предел мечтаний, как мне казалось когда-то, когда я ещё учился.

– Обидно, но в редакции «Молодёжной газеты» до сих пор нет ни одного сборника ваших стихов… Не планируете издать новый сборник?

– Ну, отсутствие сборника легко исправить. Что же касается нового издания, то тут, как говорится, как Бог даст. Пока сборников три, материал для четвёртого есть, нужно только время, чтобы свести его в книгу.

– В продолжение поэтической темы хотелось бы узнать, есть ли места в Ульяновской области, которые вам понравились, вас удивили и полюбились вам?

– Я не видел самой Волги, но Куйбышевское водохранилище впечатляет. Вообще Ульяновская область весьма интересна, тут очень своеобразная природа. Но должен признаться, «Жизнь ограничена. Дверь кабинета – выход реальный к солнцу и свету». Практически все время занимает работа, за этот год было только два выходных дня, когда я не был на работе. Даже привезённый фотоаппарат так и лежит не расчехлённый.

– Андрей Петрович, что бы вы пожелали читателям «Молодёжки»?

– Читателям «Молодёжной газеты» хотелось бы пожелать только хорошей жизни, чтобы со страниц их любимой газеты приходили бы только хорошие вести.