На этой неделе в Ульяновске состоялся XI Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры. Обсуждавшиеся на нем факты уничтожения объектов культурного наследия и их беззащитность перед натиском строительного лобби актуальны для нашего региона. Еще на слуху снос Дома Курчатова и незаконное строительство на территории Музея(заповедника «Родина В.И.Ленина». А буквально накануне мероприятия стало известно о планах одного из местных бизнесменов по строительству жилых домов в зоне исторической застройки по улицам Энгельса и Бебеля.
Заповедник без границ
Как было отмечено в ходе съезда, на территории Ульяновской области сегодня расположено более двух тысяч исторических, архитектурных и мемориальных памятников, из них около сотни – федерального значения. Уникальным объектом является расположенный в центре Ульяновска Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», который, начиная с 1992 года, не имеет четко установленных и утвержденных границ. В самом заповеднике считают, что он расположен на площади в 174 гектара (начиная от улицы 12 Сентября, где находится храмовый комплекс, далее улицы Ленина, Льва Толстого, территория Венца, Мемцентр и спуск к Волге), однако в официальных документах – другие координаты. Согласно принятому в 2009 году постановлению правительства Ульяновской области «Границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», объединенная охранная зона объектов культурного наследия федерального значения на участке улицы Ленина (дом № 19-41, 50а-104); на участке улицы Льва Толстого (дома №39-77, 20-30) в границах улицы 12 Сентября и улиц Железной дивизии и Энгельса (дома №610) – территория «мемориального квартала» Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». И все же этот документ не имеет должной юридической силы. Так как музей-заповедник является объектом федерального значения, полномочиями по утверждению границ обладает Москва. По словам председателя комитета по культурному наследию Ульяновской области Шарпудина Хаутиева, главным препятствием этому служит положение Закона №73 «Об объектах культурного наследия», согласно которому каждый житель обозначаемой территории должен быть извещен о создании музея-заповедника в течение семи дней с обязательным разъяснением налагаемых ограничений и обременений.
Чем больше территория, тем сложнее это условие выполнить.
В ходе съезда директор Департамента государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия Министерства культуры РФ Владимир Цветнов отметил, что отныне никаких согласований с жителями заповедника не требуется, и заверил – границы Музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» будут-таки утверждены в 2013 году.
Снести нельзя сохранить
На протяжении всего съезда участники «круглых столов» в качестве вопиющего факта уничтожения объекта культурного наследия упоминали снос Дома Рогова в Санкт-Петербурге. Редкий образец рядовой застройки пушкинского периода, сохранившийся без перестройки, за один день уничтожил один из банков – собственник земельного участка. Примечательно, что до этого было проведено аж шесть экспертиз, в каждой из которых эксперты сделали разные выводы об исторической ценности дома и его состоянии.
Ульяновские чиновники постарались отмолчаться, но участники съезда узнали от журналистов, что аналогичный инцидент имел место и в Ульяновске, когда в 2009 году во 2-м переулке Мира был снесен Дом Курчатова – памятник регионального значения. По словам главного архитектора Музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» Людмилы Козловой, застройщику (компания «Силен») тогда также удалось получить заключение неких экспертов о том, что объект находится в аварийном состоянии.
Разрушив дом до основания, строители пообещали восстановить его в прежнем виде после окончания строительства 15-этажного жилого дома, однако на деле там появился лишь так называемый фальш-фасад бывшего Дома Курчатова. «То, что они сделали – двухэтажное воображаемое здание с «аквариумом» на крыше, – даже близко не напоминает снесенное здание. Памятник безвозвратно утрачен, и никто за это не понес наказание», – говорит Людмила Козлова.
– Сегодня нависает угроза над еще одним архитектурным памятником регионального значения – Воспитательным домом по улице Гончарова, 13а, – продолжает Людмила Козлова. – Объект принадлежит к числу первых каменных построек Симбирска, сооруженных по регулярному плану в стиле классицизма. В 2005 году он вместе с расположенным рядом деревянным зданием (улица Бебеля, 17) был передан в частные руки с обязательством провести реставрацию памятника. Однако вместо ремонта собственник, предварительно заручившись актами об аварийном состоянии, снес деревянное здание. Что касается дома по улице Гончарова, 13а, то за все это время был отремонтирован лишь внешний фасад, внутренний сейчас представляет из себя ужасное зрелище, там зияет продольная трещина.
При всем при этом недавно стало известно о планах построить во дворе памятника два жилых дома. То, что строительство создаст угрозу памятнику, это очевидно, но проект, скорее всего, не соответствует никаким нормам и правилам, которыми предусматривается наличие парковочных мест, детских площадок и так далее – там этого просто нет.
Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский уверен, что главное зло в уничтожении памятников исходит от экспертов, которые за деньги заказчика готовы выдать любое заключение. «У себя в Москве отчасти мы решили эту проблему, сделав процедуру выдачи результатов экспертиз предельно открытой, – говорит он. Для этого мы проводим дискуссии в прямом эфире на радио «Эхо Москвы». Приглашаем эксперта и просим публично обосновать свое решение о необходимости сноса того или иного объекта. И это работает! Мало кто станет так рисковать своим именем и квалификацией, даже за большие деньги».
– Защищать объекты культурного наследия нам мешают многие: и строительное лобби, которому все время не хватает мест под строительство, и федеральное казначейство, которому постоянно жалко денег на памятники, и мощная идеологическая машина, порой в качестве единственной ценности ставящая деньги, – отметила первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по культуре Елена Драпеко. – В этой ситуации легче все разрушить. У себя в Питере мы, харкая кровью, уговариваем олигархов – возьмите в аренду дворец. А они в ответ: «Я лучше снесу его и новый офис построю, а то в вашем дворце нельзя даже розетку для компьютера в стену воткнуть».
Состояние объектов культурного наследия – это вопрос собственника и совести. Необходимо применять ко всем одинаковые законодательные нормы. Если ты собственник, значит, обязан подчиняться законам. А еще многое зависит от власти на местах.
Сейчас в критериях оценки деятельности губернаторов есть многое, вплоть до уровня надоя молока на душу населения, но нет показателя состояния памятников культурного наследия. А жаль.
Вадим Пилюков
Кузьма Егоров
Памятники истории разрушаются на наших глазах и это, видимо, не остановить, особенно в районах области. Только за последний год: сгорела старинная деревянная церковь в Мордовском Шмалаке, кто-то снёс и заменил на убогий новодел монумент на могиле летчиков, разбившихся в 1941 году у Белого озера, обрушилась большая часть Канадейской башни, кто-то содрал металлическую кровлю на красивейшей церкви 19 века в Старом Никулино… Может создать музей деревянного зодчества и перенести туда хотя бы часть безхозных деревяных памятников архитектуры, которые в ближайшие годы всё равно сгорят или сгниют. Прислониха, думаю, для этого подойдёт наилучшим образом.
Аноним
Канадейская башня сейчас. http://www.youtube.com/watch?v=vqXdZ_skMks
Краевед
Канадейская башня сейчас. http://www.youtube.com/watch?v=vqXdZ_skMks
Кузьма Егоров
Канадейская башня весной 2012 года: http://www.youtube.com/watch?v=vqXdZ_skMks
В 2013 году
от музея-заповедника может остаться один Мемориал, что тоже не факт. Как можно проводить подобные съезды, тем более российского значения, в городе, где плевать хотели на охрану исторического наследия, о культуре вообще лучше промолчать?
reader
“Приглашаем эксперта и просим публично обосновать свое решение о необходимости сноса того или иного объекта.” – вот что надо взять на вооружение.
Морис
Всё равно в ульяновске ставятся памятники. делают, стараются.
Злыдень
Памятники нужно не только ставить ( типа “Ё”, но и еще охранять для потомков)
Юля
Так за ними следят по возможности! Бывает чистят, убирают.
Аноним
За последнее время улица Бебеля лишилась трёх каменных старых домов. То ли ещё будет!!!
Семенычъ
Это ВСЕ и есть К У Л Ь Т У Р А!!!!
И ведь у морозовской компашки
хватает наглости вещать о том, как они берегут культурное наследие. ВАНДАЛЫ !