От ведущего «Клуба»: Как известно, культурная модернизация в Ульяновской области, начатая по инициативе губернатора С.Морозова, затрагивает многие стороны жизни. Культура быта, проблемы сохранения культурных традиций и памятников, поддержка творческих коллективов, встречи с известными творцами культуры, различные фестивали и конкурсы — и многое другое, как говорится, в повестке дня. В частности, и в повестке дня грядущего Культурного Форума.
Клуб «Симбирский глагол» продолжает обсуждение проблемы, которую можно обозначить словами «А что, собственно, есть КУЛЬТУРА?»
Жан Миндубаев
****
Визитная карточка гостя:
Зотов Борис Иванович. Председатель Законодательного Собрания Ульяновской области, депутат ЗСО четвертого созыва от Чердаклинского избирательного округа № 6. Родился 3 июня 1941 года.
Окончил Ульяновский сельскохозяйственный институт. Кандидат технических наук, профессор. Академик Международной академии аграрного образования. Имеет научные публикации, изданные книги, авторские свидетельства на изобретения и патенты.
Трудовую деятельность начал с 1961 года, работал шофером. Служил в Советской Армии, преподавал в сельскохозяйственном институте. Прошел ступени: ассистент, аспирант, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой, декан, проректор по учебной работе. В 1995 году был избран ректором Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области второго, третьего и четвертого созывов. Член Совета законодателей РФ. Имеет государственные награды.
****
– Борис Иванович, как известно, родившееся во времена Древнего Рима чисто земледельческое понятие «культура земледелия» очень быстро расширило свои границы. И ныне мы вполне естественно применяем термин «культура» к самым разным сторонам нашего бытия: культура поведения, культура музыкальная, культура быта, физическая культура, культура общения — и так далее.
В клубе «Симбирский глагол» в преддверии культурного форума проводится ряд заседаний, обозначаемых так: «Культура. Ее роль в обществе и государстве».
Понятно, что тема многогранная. Сегодня хотелось бы поговорить о том, что есть культура в нашей повседневной жизни. Если проще: существует ли, скажем так, культура бытия, связуется ли она с понятием «высокой культуры?»
– На мой взгляд, здесь нет вопроса. Для меня очевидно, что образ жизни, уровень бытовых устремлений и привычек самым непосредственным образом связаны с утверждением и достижениями самых высоких культурных Олимпов. Это как в спорте: если нет массового спорта в стране — то наивно ждать и побед и золотых медалей.
Потому я считаю, что забота о культурном развитии – это, прежде всего, утверждение моральных принципов: развитие в человеке стремления быть образованнее, опрятнее во всех смыслах, быть устремленнее к некой существенной и благородной цели. Ну и конечно, общая забота — и народа, и власти — о развитии библиотек, театров, музеев; строительство храмов, обустройство опрятного и не кичливого быта. Естественно, и забота о здоровье. То есть: утверждение культуры в ее естественном понимании — как приобщение людей к просвещению, познанию, чтению, к духовности, к музыке. Пожалуй, я бы так определил сущность культуры.
– Вы хотите сказать, что если подрастающие поколения не будут знать, допустим, что такое рояль, скрипка, музыкальная школа, библиотека или детский хор — то напрасно ждать нам новых Шаляпиных или Мацуевых?
– Исключения, конечно, бывают. Подчас с божьей помощью даже редкие дарования являются к нам из мест, вроде бы от культуры далеких. Примеры тому есть. Но общая закономерность такова: чем ближе к общей культуре народ той или иной части планеты — тем более существенны высокие культурные достижения. Эта аксиома часто нами забывается. Отчасти из-за неуважения к носителям культуры, из-за пренебрежения к зачаткам массового культурного прогресса. Именно поэтому так важно финансово, организационно, морально и материально — и вообще всячески поддерживать детские музыкальные, художественные, спортивные школы, кружки, клубы. Ибо именно там пробуждается в душе человека стремление к прекрасному, чистому, высокому. Как сказал один из мудрецов: «В дитяти начинается пробуждаться человек».
– А семья, ее роль?
– Семья — первична. От образа жизни семьи, от иерархии ценностей, в ней культивируемых; от духовной устремленности родителей, от принципов, которых они придерживаются и которым следуют в повседневной жизни, зависти во многом — выражусь так — и культурное созревание ребенка. Ибо, как сказал однажды Гоголь, на яблоне могут вырасти золотые яблочки — но груши на березе не растут никогда…
– Говоря о культуре повседневной жизни, Вы имеете в виду только ее эстетический, чисто культурологический аспект? Или что-то еще?
– Понимаете, в моем представлении культурный человек — это не только тот, кто чувствует очарование музыки или живописи, кто ценит волшебство прозы Бунина или Чехова, и так далее. Культурный человек — это личность, которая и в быту, и в общении с другими, и в пристрастиях следует принципам порядочности и честности; соблюдает приличия, уважает и чтит закон, оберегает старость и помогает немощи… Ну и так далее… Как считал Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно…»
– И, простите, не чистить зубы, плеваться в общественном транспорте, распивать пиво в подъездах и гадить в подъездах культурный человек не должен?
– Да он просто не сможет это делать! Не смо-жет. У него, как говорится, руки на это не поднимутся. Ибо уже совершил первые шаги к культурному существованию. Он перешел, так сказать, точку возврата. Так я думаю.
– Хорошо. Поднимемся на ступеньку выше. Мне лично кажется, что сегодня истинная культура, которая ведет к облагораживанию человеческих душ, к очищению и одухотворению стала немодной. Увы! — ныне, повсеместно произрастает и укрепляется фиглярство «возле культуры»; некая псевдокультура в виде «городов картоний», «треугольных груш» и прочей ерундистики, на осуществление которой шустрым ловкачам выделяются немалые бюджетные средства… Тут вспоминается «суперпроект» одного из такого рода «культуртрегеров» в Перми: красные человечки на крышах, деревянные уродцы на улицах. Которые новый пермский губернатор пообещал все снести, чтобы не уродовали город и не пугали пермяков. И как противостоять этой «лже-культуре»?
– Я думаю, путей много, они разнообразны. Почему бы, скажем, не проводить интеллектуальные конкурсы, чтобы молодые соревновались в знаниях литературы, истории, музыки, театра? Почему не потеснить «попсу» поистине великой музыкой? Почему не возродить в школах хоровое пение? Не устраивать ретро-показ прекрасных кинофильмов? Да, пути к культуре разнообразны – и тут многое зависит от тех, кто эту культуру несет «в массы». То бишь от культуртрегеров, в переводе — носителей культуры, ее проводников и служителей…Но прежде всего человек, начиная путь к культурному совершенствованию, должен начать читать. Не зря же Пушкин подчеркнул: «Чтение – вот лучшее учение». А Максим Горький подтвердил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам…»
– И как ульяновские законодатели помогают гражданам двигаться по этому «пути к культурному совершенствованию», как Вы сказали?
– Конечно, помогаем в меру своих возможностей. Принимаем законы, помогающие становлению культуры в регионе. Вот, скажем, закон о господдержке кинематографии. Он делает более доступными для зрителей некоммерческие документальные и художественные фильмы, снимаемые на государственные средства. Принят Закон о поддержке творческих работников в Ульяновской области. Он дает право ветеранам получать ряда льгот. Закон предусматривает присвоение региональных премий в областях изобразительного искусства, архитектуры, литературы, театральной деятельности и журналистики, предоставление творческим работникам в безвозмездное пользование мастерских, находящихся в государственной собственности, и приобретение у авторов художественных и литературных произведений для государственных нужд. И так далее.
– Принят Закон об охране памятников истории и культуры на территории Ульяновской области». В числе первых регионов России создал специальный орган исполнительной власти в данной сфере – комитет Ульяновской области по культурному наследию.
– Законодательное собрание уже много лет поддерживает утверждение духовных ценностей, правовой культуры, знаний об истории родного края. Вместе с архивом новейшей истории и областным Советом ветеранов создаем фотолетопись «Ульяновцы: путь к Победе». Собрано уже три тома фотоальбома.
– А как Вы, Борис Иванович, оцениваете культурную ауру сегодняшнего Ульяновска. Я имею в виду и оживление культурно-гастрольно-сценической деятельности, и приезд в регион «звезд» и «полузвезд» разного толка; и многочисленные форумы, фестивали, конгрессы и тому подобное? Что имеем в сухом остатке?
– Я полагаю, что модернизация культурной жизни региона, проходящая, конечно же, не без издержек и неудач, объективно нам полезна. Во-первых, она позволяет раздвинуть горизонты, скажем так, обзора; шире взглянуть на культурную жизнь соседей, всей страны и даже заграницы. Во-вторых, она дает возможность увидеть со стороны и нас — ульяновцев. Оценить наши заслуги, увидеть недоделки, дать ценный совет. И, в-третьих, это самое важное: творческие люди региона получают новые импульсы для творческих достижений. Знаете, провинциализм обладает (наряду со многими весьма положительными достоинствами) способностью закисать, довольствоваться малым, не стремиться ни к «вертикали», ни к «горизонтали». А это начало стагнации. Поэтому я воспринимаю события последнего времени, как… ну, допустим, как освежающий и бодрящий ветер над нашей великой Волгой.
Беседу вел Жан Миндубаев.
Ман Жиндубаев
Главный вопрос ульяновским “культуристам”:
После смены губернатора кто из сегодняшних “одобрямсов” готов из личного кармана вернуть разницу между реальной стоимостью ульяновской культурки и хучей денег под это списанных? Не стесняйтесь!
Если никто, то нечего тогда мозг народу выносить!
Иван Денисович
Вопрос : Жан Бареевич,существует ли, скажем так, культура бытия, связуется ли она с понятием «высокой культуры?
Ответ: Жан Бареевич, на мой взгляд, здесь нет вопроса
Вопрос: Жан Бареевич, говоря о культуре повседневной жизни, Вы имеете в виду только ее эстетический, чисто культурологический аспект?
Ответ: Жан Бареевич,понимаете, в моем представлении культурный человек — это не только тот, кто чувствует очарование музыки или живописи, кто ценит волшебство прозы Бунина или Чехова, и так далее. Культурный человек — это личность, которая и в быту, и в общении с другими, и в пристрастиях следует принципам порядочности и честности; соблюдает приличия, уважает и чтит закон, оберегает старость и помогает немощи… Ну и так далее…
Вопрос: А как Вы, Жан Бареевич, оцениваете культурную ауру сегодняшнего Ульяновска?
Ответ: Спасибо, за вопрос, Жан Бареевич,я воспринимаю события последнего времени, как… ну, допустим, как освежающий и бодрящий ветер над нашей великой Волгой.