В Музее Пластова в эти дни идет подготовка к крупнейшей выставке, которая через неделю откроется в его стенах. На ней ульяновцы смогут увидеть подлинные картины армянского художника Мартироса Сарьяна, дружившего с Аркадием Пластовым, и проследить удивительные параллели, пролегшие как через творчество, так и через судьбу двух великих мастеров.

Внучка Мартироса Сарьяна Софья Сарьян и его правнук Давид побывали в Ульяновске на прошлой неделе.

Софья Лазаревна, являющаяся глав-ным хранителем фондов в доме-музее деда в Ереване, привезла в наш город десять подлинных полотен Мартироса Сарьяна. Переговоры по организации такого путешествия картин, рассказала встречавшая гостей министр искусства региона Татьяна Мурдасова, велись очень долго, ведь речь шла о переправке произведений искусства через госграницы.

Сарьян является одним из самых известных художников Армении и представителей русского искусства XX века. Родившись в веке XIX-м, он учился в Москве и был замечен коллегами-художниками еще до революции. Валентин Серов рекомендовал приобрести работы Сарьяна Третьяковской галерее, и в 1910 году там прошла его выставка. Молодой художник ездил по миру, рисовал Константинополь, Египет, Персию. В Европе его работы начинали сравнивать с произведениями знаменитых французов – Гогена, Матисса, Ван Гога. Именно в этот период расцвета молодого таланта с художником познакомился также начинающий живописец Аркадий Пластов.

Но Сарьян вскоре покинул Москву, рванув на родину, чтобы помочь соотечественникам, пострадавшим от геноцида в Восточной Армении. В годы становления советской власти он еще имел возможность выезжать за границу, выставлялся в Европе. Но уже с 1930-х годов Союза не покидал. В родной стране у художника были сложные периоды, когда его обвиняли в формализме, но он прожил долгую жизнь, получив широкое признание своего таланта к восьмому десятку. В этот период Сарьяну присуждали многочисленные награды, а к его дому был пристроен музей, открытый при жизни художника и существующий по сей день.

В условиях, когда выезд за границу для художника был закрыт, именно общение с коллегами из других республик Союза было возможностью позна-комиться с новаторскими течениями в живописи, получить объективную оценку своих работ. В этих условиях Аркадий Пластов, с которым Сарьян познакомился еще в молодости, из обычного коллеги превратился в надежного друга. В 1955 году в «Огоньке» он опубликовал статью, где отвергал нападки на Сарьяна.

С годами судьбы художников-друзей удивительным образом стали идти параллельно, отмечает заведующая Музеем Пластова Татьяна Верещагина.

Связующие их нити прослеживаются на протяжении всей биографии – от детства, учебы и даже до смерти. Ведь умерли мастера почти в одно время – в мае 1972 года, будучи в зените славы и продолжая творить до последних своих дней.

Также запараллелено оказалось творчество художников.

Оно дает ощущение свободы человеческого духа, говорит Верещагина, и картины мастеров, как и их судьбы, ведут перекличку в своих сюжетах.

Именно на этих параллелях планируется построить экспозицию. Десять картин разных периодов творчества Сарьяна – от работы 1908 года до картины «Земля», написанной им в 89 лет, – дополнят полтора десятка полотен Пластова, предоставленных его семьей. В Ульяновск с картинами должен приехать Николай Пластов, чтобы начать выстраивать выставку в залах музея.

Кроме картин, экспозиция включит документальные материалы. К ним можно отнести и портрет Сарьяна, выполненный Пластовым во время поездки в Армению в 1962 году. Кроме того, будет представлен фильм о Сарьяне, привезенный в Ульяновск вместе с картинами.

Ленту снимали в 1965 году, на ней 85-летний художник запечатлен за созданием своей новой работы. Также к выставке выпустят настенный календарь с работами Сарьяна и Пластова и каталог, в котором будут напечатаны статьи о творчестве художников, а также материал Пластова в защиту друга, опубликованный больше полувека назад в «Огоньке».

Сама выставка откроется 27 сентября и проработает до 16 октября. Экспозиция даст ульяновцам редчайшую возможность увидеть творчество известного художника и свяжет судьбы мастеров новыми нитями. Так, уже ведутся переговоры о том, чтобы в продолжение начатого между Ульяновском и Ереваном сотрудничества вывезти полотна Пластова в Армению и представить их в домемузее Сарьяна.

Лидия Пехтерева