В областном Художественном музее открылась выставка немецкого художника Зигмара Польке (1937 2010), которого считают крупнейшим постмодернистом, классиком искусства XX века, создателем «капиталистического реализма».

Выставка получилась настолько необычной для Ульяновска, что работники музея чувствуют себя чуть ли не героями-диссидентами: авангард – да в стенах классического музея!

Польке – великий экспериментатор, который искал альтернативу традиционной живописи, комбинировал классический офорт с современными технологиями, применял фотографию, коллаж, различные материалы и техники, химикаты, отчего по праву заслужил звание «великого алхимика».

На выставке представлено около сорока работ из серии «Музыка неизвестного происхождения» (1996), которые экспонируются благодаря партнерству с Институтом немецкой культуры имени Гете в Москве. Не стоит подходить к этим работам с традиционными мерками, как к искусству, которое воздействует на эмоции.

Польке – это, прямо скажем, не Шишкин с его «Утром в лесу», тут не скажешь «ах, как красиво!». Каждой своей работой Польке задает зрителю арт-головоломку: что бы это значило? Он заставляет сильно потрудиться, чтобы найти ассоциацию между изображением и подписью под ним. Именно поэтому зритель может почувствовать себя экспериментатором, философом, соавтором художника. Между картиной и текстом, казалось бы, существует смысловая яма (если не пропасть), которую художник предлагает заполнить самостоятельно. И если задать своим мозгам работы (художник, разумеется, в первую очередь апеллирует к вашему разуму), это более или менее успешно можно сделать.

Попробуйте сопоставить с абстрактным изображением такой, например, текст: «Сон – отличное косметическое средство, известное людям и животным со времени их жизни в лесу». Если получится – уверен, вы почувствуете себя или художником, или философом, или психологом, или кем-то еще.

Польке – великий провокатор, но очень остроумный и жизнерадостный. Например, на одной из картин – регулярные растровые пятна, залитые красным фоном, сквозь растр видны силуэты членов условной немецкой семьи, и подпись: «По статистике, каждый житель Германии является обладателем 10 000 вещей». Да, это чистая провокация, призванная активизировать работу сознания, побуждающая достать какието образы из подсознания и сопоставить их с текстом. Художник, как новоявленный Фрейд, словно вызывает вас посоревноваться с ним в ассоциациях. Если в процессе этой работы вы испытаете злость, удовлетворение, раздражение, радость или другие эмоции – тем лучше.

В работах Польке, выходца из Восточной Германии, сильна социальная компонента. Он явно «левый» художник, высмеивающий в своих работах тупое общество потребления (одна из работ называется так: «Когда полностью будет удовлетворен спрос на подставки для столов и приборов, можно сперва разработать производство чехлов для подставок, а затем богатый ассортимент средств для чистки чехлов»). Несомненно, это актуальное искусство, потому что темы для него Польке черпал из современности. Подписи его картин – это и цитаты из газет, выступлений политиков, правительственных документов, а картины – очень условные, очень индивидуальные ассоциации, которые вызвали эти тексты.

Подписи очень важны. По сути, они – самостоятельное литературное произведение.

Если прочитать их друг за другом, то обнаружится, что это – актуальная поэзия в стиле Льва Рубинштейна: жесткая, ироничная, пронзительная, остроумная, абсурдистская. Например: «Развитие будущего делается из знания», – заявил министр науки, образования, исследований и технологий». Не отдает ли эта фраза сколковскими фантазиями? А если так, не кажется ли она вам смешной до абсурдного? Или другая подпись: «Влево – вправо… Куда смотреть германскому орлу?». А куда смотреть российскому орлу?

В Нижнем Новгороде выставка Зигмара Польке вызвала ажиотаж, в том числе благодаря тому, что она была интерактивной: посетителям предлагалось заполнить красками черно-белые шаблоны, по сути, «раскрасить Польке». Ульяновские музейщики, словно убоявшись собственной смелости, упустили возможность сделать выставку более привлекательной для людей, намеренно отказавшись от интерактива. «Мы не можем себе этого позволить, так как мы классический музей», – объяснила замдиректора музея Луиза Баюра. Вообще-то западные классические музеи уж лет пятьдесят как практикуют интерактивные выставки, не боясь, что Леонардо да Винчи в соседнем зале обидится на детишек, которые на свой лад раскрасят его Мону Лизу. В случае выставки Польке интерактивные формы работы со зрителем просто напрашивались, но музей зачем-то ограничил и себя, и зрителей.

Сергей Гогин