Увеличиваются случаи мошенничества, связанные с переводом накопительной части трудовой пенсии в негосударственные пенсионные фонды.

НПФ не стесняются привлекать пенсионные накопления граждан любыми способами, заявляя при этом, что сами страдают от недобросовестных агентов.

Жительница Ульяновска Инна Викторова, желая устроиться на работу, на днях обратилась в одно из кадровых агентств города. Там у девушки первым делом попросили паспорт и СНИЛС (страховое пенсионное свидетельство).

Пока одна из работниц вносила данные документов в компьютер, другая предложила список вакансий, которые, однако, соискательница уже не раз могла видеть в бесплатных газетах. «У нас есть и эксклюзивные рабочие места, для особых клиентов, но, чтобы их просмотреть, вам необходимо подписать договор на информационное обслуживание. Это чистая формальность», – проговорила девушка, подсунув только что распечатанный лист бумаги. «Договором» оказалось заявление о переводе накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд. После отказа Инны ставить свою подпись сотрудницы «кадрового агентства» потеряли к ней всякий интерес, отказавшись показывать новые вакансии.

В Пенсионном фонде России (ПФР) отмечают, что случаи, подобные тому, что произошел с Инной Викторовой, являются новым изощренным способом мошенничества агентов, нанимаемых НПФ для привлечения новых клиентов. В частности, в последнее время широкое распрос-транение приняло получение необходимой информации о гражданах незаконным путем от частных агентств по трудоустройству. Подписывая в них бумаги, многие даже не подозревают о переводе своих средств в НПФ.

Распространена и простая фальсификация, которая легко распознается. В документах от НПФ встречаются договоры с повторяющимися подписями. Все договоры обычно составляются тремя-четырьмя агентами, работающими от имени НПФ. В итоге людям приходят уведомления о том, что они вступили в программу софинансирования или о том, что накопительная часть их пенсии переведена в частный пенсионный фонд. Откуда нечестные на руку агенты берут сведения о застрахованных? В ПФР заверяют, что их база данных надежно защищена, а потому утечка информации от них исключена. В основном мошенники орудуют с помощью компьютерных баз паспортных данных граждан, которыми спекулируют пираты на черных рынках, также можно приобрести базы данных сотовых операторов. Часто агенты НПФ получают паспортные данные клиентов во время «акций по подключению к операторам сотовой связи».

Дарят sim-карты, на которых лежит 100 рублей, и просят подписать некий «бланк отчетности». За каждый договор агенты, обеспечивающие приток новых клиентов, получают вознаграждение от НПФ. Поэтому и стараются, кто во что горазд.

От действий злоумышленников часто страдают сами НПФ, которые выплачивают нечестным агентам комиссионные. Поэтому фонды стараются с этим бороться. Например, пару лет назад НПФ «СтальФонд» в Ульяновской области инициировал возбуждение уголовного дела против нечестного финансового консультанта. В результате его осудили на два года.

Однако это, скорее, редкое исключение из существующего положения дел. В ПФР заявляют, что неоднократно направляли письма в Минздравсоцразвития с предложениями внести изменения в законодательство, в том числе в УК, чтобы прекратить систематические нарушения. В настоящее время уже действует статья 327 УК, которая предусматривает ответственность за подделку документов – до двух лет лишения свободы. Вот только в ситуации с агентами НПФ она не работает. Получается, что денежные средства никуда не пропадают, значит, нет повода для возбуждения уголовного дела. Специалисты Счетной палаты РФ настаивают на том, чтобы создать для руководителей этих компаний отдельную статью. В решении проблемы с неправомерным переводом накопительной части пенсии заинтересованы как НПФ, так и регуляторы.

Поэтому начали также высказываться идеи о том, чтобы штрафовать сами фонды за действия их агентов.

После получения уведомления от ПФР, так называемых «писем счастья», граждане, которые понимают, что никаких заявлений о переводе средств они не подавали и договоров с НПФ не заключали, имеют право подать жалобу в НПФ или ПФР, обратиться в суд для признания перевода пенсионных накоплений недействительным либо написать новое заявление на перевод пенсионных накоплений прежнему страховщику. Такая ситуация возникает, как правило, в случае фальсификации договора обязательного пенсионного страхования и заявления гражданина. При этом, как отмечают в Пенсионном фонде, существует большое количество фактов, когда граждане просто забывают или не понимают суть подписываемых ими документов на перевод пенсионных накоплений в НПФ.

Номер телефона федерального колл-центра ПФР 8-800-505-55-55, звонок бесплатный из любого региона России. Операторы коллцентра также предоставляют застрахованным лицам контактные телефоны и адреса НПФ для направления претензии.

Дмитрий Минаев