Гигантский «Автопортрет» немецкого художника и великого гуманиста Альбрехта Дюрера, сложенный из более чем тысячи паззлов, появился на площади перед Мемцентром всего на полдня.

Кто успел – сумел посмотреть на него с балкона Мемориала.

отличные компьютерные копии его гравюр будут доступны для детального рассмотрения до конца октября. Выставка «Гравюры Альбрехта Дюрера» открыта в Музее современного изобразительного искусства.

Музей современного искусства удивил искусствоведов Музея изобразительных искусств имени Пушкина тем, что впервые за 20 лет сотрудничества попросил привезти в Ульяновск не подлинники, а копии. Сделано это было не без умысла. Во-первых, копии после закрытия выставки останутся в фондах Музея современного искусства имени Пластова. Во-вторых, копии гравюр выполнены на льняной бумаге в двух экземплярах. Одна копия совпадает с оригиналом по размеру, вторая – во много раз превосходит его. Директор музея Елена Сергеева пояснила, что этот прием в большей мере позволит понять само искусство гравюры. А Дюрер на границе XV-XVI веков поднял этот прикладной жанр на невиданную до него высоту. Исследователи его творчества проводят параллели с известнейшими мастерами Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем. Он изучал математику и механику, строительное и фортификационное дело. И применял научные знания, занимаясь творчеством. Его гравюры «выдержали» увеличение в несколько раз – и даже несколько десятков раз! – и позволяют подолгу рассматривать само произведение, в духе традиций Северного Возрождения насыщенное деталями, а также штрих.

На стенах музея – всемирно известные гравюры «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье», «Меланхолия». Здесь работы с евангельскими, мифологическими, фантастическими, бытовыми сюжетами, портреты. В этом, уже десятом по счету, совместном проекте Музея современного искусства и Пушкинского музея по традиции связаны история и современность. Завершенной и познавательной выставку делает незримое присутствие мастера – едва ли не единственного в Ульяновске гравера, заслуженного художника России Бориса Склярука. Он «одолжил» для выставки свои инструменты и доски с рисунками для оттисков – деревянную и металлическую. Они помогут на конкретном примере объяснить, как именно работает гравер.

На выставке представлено 30 репродукций, оцифрованных сотрудниками Пушкинского музея. Гравюры Дюрера стали очень популярны еще при его жизни, поэтому сохранилось огромное количество оттисков, многие из которых находятся в Пушкинском музее.

Еще не разобрав огромный портрет художника, ульяновские музейщики решили в следующем году подобную акцию провести с одной из картин нашего земляка – Аркадия Александровича Пластова. Пока они выбирают – будет ли это «Весна», «Родник» или картина из фондов Областного художественного музея.

Анна Школьная