Сейчас, когда уже закончился пляжный сезон, можно подвести его итоги. Уже не одно десятилетие не самая сложная из городских проблем Ульяновска — проблема создания цивилизованных пляжей
— решается по обычному для ульяновских чиновников принципу — «а никак». Правда, несколько лет тому назад, когда во властных умах нашего региона вдруг забродила идея создания Ульяновского центра российского туризма (да что там, российского, бери выше — международного!), одной из «изюминок» будущей туристической Мекки на берегах Волги должны были стать пляжи. Тогда власти им попытались было уделить дольку внимания. Однако ничего не изменилось.
НЕ СМЕТЬ ТОНУТЬ!
А ульяновцы, как гибли во время купания летом, так и продолжают гибнуть. Некоторое усиление внимания властей к пляжной проблеме во времена обострения туристической идеи все-таки имело свои положительные результаты. Безопасность купания, даже поднятая загоревшимися туризмом властями до уровня, в лучшем случае, середины 19 века, все-таки позволила немного сократить в 2011 году количество погибших. Однако в 21 веке до по-настоящему гарантированной безопасности для людей во время купания Ульяновску еще ой, как далеко.
Большое количество утонувших на ульяновских пляжах объясняется в последние годы четырьмя основными причинами. Первая — сильная и длительная жара, которая загоняет большое количество ульяновцев в воду. Вторая — практически нет пляжей, оборудованных, как следует. Третья
— на диких и полудиких пляжах нет ни медиков, ни полиции, ни спасателей. Главными средствами спасения остаются буйки, запрещающие аншлаги, там, где они есть, штрафы и, согласно отчетам «Управления гражданской защиты», профилактические беседы. В этом году руководство управления отчиталось о проведении 153 рейдов, распространении 18 тыс. листовок и беседах с 17 тыс. граждан. Честно говоря, мне не приходилось ни разу видеть такую листовку ни в одном, даже детском учреждении, ни на пляже. Как не приходилось ни самому наблюдать митинги-беседы на пляжах, во время которых городские спасатели уговаривали бы ульяновцев не тонуть массово, так и ни слышать о проведении чего-либо подобного ни от кого из знакомых.
Четвертая причина гибели людей на воде — безудержное пьянство отдыхающих во время купания. А пиво в многочисленных пляжных кафешках этим летом продавалось без ограничений. И это при том, что еще в августе 2010 года, губернатор утверждал, будто отдал распоряжение о полном запрете продажи пива на пляжах, начиная с 2011 года.
КУДА ПОДАТЬСЯ?
Что еще, кроме буйков, запрещающих аншлагов и штрафов за купание в несанкционированных местах, могут предложить власти для спасения ульяновцев?
Весной этого года в сообщениях властей Ульяновска об открытии пляжей и «мест для массового купания» царила некоторая неразбериха. То объявлялось об открытии сразу шести пляжей и «мест». То об открытии одного пляжа — Центрального. Было еще объявление о том, что, кроме Центрального пляжа, легальными для купания объявлены зона у парка 40-летия ВЛКСМ на Верхней Террасе, участок у Нового города и пляж рядом с котлованом на реке Свияга у поселка Борьба. Однако заходить в воду на свияжском пляже (или «месте»?) официально не разрешили. О запрете на купание предупреждали выставленные вдоль берега щиты, а для обеспечения безопасности в этой зоне дежурили спасатели. Потом в городской администрации заявили, что официальных мест для купания пять — Центральный пляж, котлован «Борьба» в Железнодорожном районе, свияжский пляж, пляж в парке им. 40-летия ВЛКСМ и коса у волжского склона. В итоге, пришлось верить исключительно информации Роспотребнадзора, в которой говорилось о том, что к началу купального сезона к категории благополучных, в том числе и по качеству воды, были отнесены всего два общественных пляжа в регионе — центральные в Ульяновске и Димитровграде. Свияжский пляж, уточняли специалисты, в связи с многолетней отрицательной динамикой качества воды Свияги, относится к категории неблагополучных.
Власти города все-таки вынуждены были открыть хоть один пляж. Нооткрыв его, они могли бы постараться придать ему хоть немного более цивилизованный вид. Однако этого не произошло. По-видимому, то обстоятельство, что рассекающие Ульяновск реки текут в обратном друг другу направлении как-то сказалось на способах мышления и действий местных чиновников?
Удобной маршрутки прямо до Центрального пляжа Ульяновска как не было, так и нет. В связи с этим летом возникли дополнительные транспортные проблемы у жителей Заволжья. Теперь трудно из Центра уехать в Заволжье, так как заволжские маршрутки оккупируют пляжники. Маршрутки после остановки «Пляж» идут в Новый город полупустые. Чтобы добраться до воды со следующих за Волгу автобусов, надо преодолеть невероятно крутую и узкую деревянную лестницу, которая вот-вот развалится. На самом пляже доверху забиты мусорные контейнеры. Ступеньки для спуска к воде полуразрушенные. Интересно, на что были потрачены те 4,5 млн. рублей, которые Гордума разрешила в этом году выделить из бюджета для пляжной цивилизации? Их водой смыло?
Так называемые, дикие или несанкционированные пляжи, мало чем отличаются от «цивилизованного» Центрального. В Новом городе почти 200 тыс. человек. Но власти не открыли здесь за лето ни одного пляжа. А тут-еще Волга преподнесла в этом году сюрприз. Вода в водохранилище поднялась и подошла прямо к обрывам. В районе Алексеевки есть спуск к реке и место для купания. Там можно было бы сделать пляж, но власти отдали участок земли предпринимателям для постройки лодочных гаражей.
Единственным местом, где можно почти цивилизованно отдохнуть, остается пляж возле поселка Рыбацкого. Но у властей хватило денег лишь на то, чтобы установить здесь запрещающие аншлаги. И это при том, что есть кабинки для переодевания, душевые и даже вышка спасателя. Многие жители Нового города предпочитают этот пляж, а он не может вместить всех желающих. Вот и получается, что Новый город стоит практически на берегу Волги, но собственного пляжа не имеет. А уж грязи на прибрежной полосе хоть вокруг Центрального пляжа, хоть вокруг полулегальных «мест», хоть вокруг диких пляжей не счесть. В прибрежных лесополосах валяются пластиковые бутылки, целлофановые пакеты и многие другие отходы активного отдыха людей.
СПАСЕНИЕ – ДЕЛО ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Если кто-то надеется, что картина на пляжах и в «местах» для купания изменится в следующем году в лучшую сторону, то это напрасно. В последний раз громкое обещание на эту тему было озвучено в эпоху всеобщего мечтания властей о туристическом Ульяновске в августе 2010 года. Тогда заместитель мэра Ульяновска Сергей Панчин вдруг собрал журналистов и объявил им, что в рамках программы «Развитие и обустройство мест массового отдыха населения в прибрежных зонах Куйбышевского водохранилища и реки Свияги в границах Ульяновска в 2011-2013 гг.» начато оформление пакета документов для придания местам массового купания ульяновцев статуса пляжей и заказывается проектная документация для их современного оборудования. По словам Панчина, мэрия обещала выделить на проектирование обустройства пляжей и на само обустройство 40 млн. рублей. В течение последующих месяцев мэрские чиновники неоднократно заявляли, что работы идут полным ходом. Уже следующий год показал, даже пустые на первый взгляд обещания, на самом деле полным-полны враньём. Слова господина Панчина оказались дежурным блефом. Как говаривал старина Уильям Шекспир: «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре». Интересно, а деньги в сумме 40 млн. рублей опять стихия смыла водой?
Впрочем, на карьере самого Сергея Панчина это никак не отразилось. Раз нет у нас цивилизованных пляжей, то откуда взяться цивилизованным чиновникам, которые раз соврав навсегда уходят из властных структур куда глаза глядят? К тому же такие ценные кадры, как господин Панчин, которые обращаются со своими принципами как с горой (умеют их обойти) всегда нужны любой власти.
В этом году в недрах облправительства к разгару купального сезона был в муках рожден проект распоряжения правительства Ульяновской области «Об утверждении комплексной программы «Создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучение населения, прежде всего детей, плаванию и приёму спасания на воде на 2012 -2014 годы».
В проекте было обещано, что в регионе в купальный сезон будет открыто 43 места для купания, семь из которых будут муниципальными, остальные пляжи на территории санаториев, детских лагерей и домов отдыха. То есть для массового купания изначально не предназначенные. Кроме того, в нашей области остаются более 200 зарегистрированных, но несанкционированных «мест» для купания.
Новорожденная программа в основном направлена на создание общественных спасательных постов на несанкционированных «местах» купания. То есть нелегальных купальщиков, по замыслу авторов программы, должны теперь спасать общественники, которые будут сами обучены кое-как, да и прав для того, чтобы контролировать поведение людей на пляже и в воде у них, по сути, нет. Если случится конфликт между каким-либо особо рьяным спасателем и гражданином, который еще до погружения в воду загрузился жидкостью изнутри «до ноздрей», то разбираться он будет не как конфликт представителя власти с пляжным пьяницей, а как личный конфликт двух частных лиц. Спасателям-общественникам это будет нужно?
Так что ожидать толку от этой меры, которая имеет право на существование исключительно как вспомогательная, не стоит. Как не стоит удивляться тому, что согласно новой программе только к самому концу купального сезона, к 14 августа, планировалось подготовить около 210 общественных спасателей для работы на «диких» пляжах. Тем не менее, в канун осени их закрепили за конкретными несанкционированными «местами» для купания. Придется теперь спасателям-общественникам выручать из воды разве что любителей зимней рыбалки? Так как программа рассчитана на три года, то к 2013-му планируют подготовить 350 спасателей, к 2014-му – до 500 общественных спасателей. А что, расчет чиновников очень верный. Если вдруг в будущем кривая количества утопленников в регионе снова поползет вверх, они всегда смогут предъявить соответствующие бумаги о том, что они старались.
На будущий год Глава администрации Ульяновска Александр Букин поручил председателю комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ильдусу Юсупову «разработать мероприятия по дальнейшему благоустройству и повышению уровня безопасности на Центральном городском пляже и в четырёх «местах» массового отдыха граждан вблизи воды на 2013 год». Вот про деньги, выделенные под эти самые «благоустройство и повышение безопасности», что-то ничего не слышно. Снова пустопорожнее сотрясание воздуха, свойственное не только предыдущей команде городских управленцев, но и новой? А начальнику МБУ «Управление гражданской защиты» Андрею Тамбовскому поручено продолжить работу по привлечению студентов ульяновских ВУЗов в ряды спасателей-общественников. Вот и получается, что вся надежда у ульяновцев на спасение в случае беды на воде, остается только на общественных спасателей. Хотелось бы надеяться, что хоть они-то не окажутся исключительно бумажными и сами будут хоть немного уметь плавать. А то ведь вода таких бумажных спасателей быстро размочит.
Юрий КОРАБЛЁВ
Вика
Ну на центральном в этом году было довольно чисто.
Джон
Подтверждаю! Было чисто.
Бун
Самые чистые пляжи это на террасе и центральный. в этом году хорошо постарались!